Квалифицирующие признаки контрабанды

Квалифицирующие признаки контрабанды, связанные с размером перемещаемых НС, ПВ, их прекурсоров, наркосодержащих растений или их частей, были рассмотрены в 1 вопросе. Для дифференциации уголовной ответственности за контрабанду законодатель, помимо юридически значимых размеров предмета преступления, использует и иные обстоятельства, повышающие общественную опасность совершаемого преступления.

Для квалификации контрабанды НС, ПВ и иных предметов, совершенной группой лиц по предварительному сговору (п. «а» ч. 2 ст. 229.1), необходимо установить, что в преступлении участвовали 2 или более лица, обладающих признаками субъекта преступления, каждый из соучастников выполнял хотя бы часть действий, образующих объективную сторону контрабанды; сговор между соучастниками состоялся на стадии приготовления к данному преступлению, то есть до начала перемещения наркотиков через границу.

Действия всех соисполнителей квалифицируются по п. «а» ч. 2 ст. 229.1 УК РФ. Если же объективная сторона преступления была выполнена только одним соучастником, а другие лишь оказывали ему содействие (например, устраняли препятствия), то даже при наличии предварительного сговора рассматриваемый квалифицирующий признак отсутствует, а потому действия исполнителя квалифицируются по ч. 1 ст. 229.1 УК РФ (при отсутствии иных отягчающих признаков), а других соучастников — по той же части статьи со ссылкой на ст. 33 УК РФ.

Для квалификации контрабанды, совершенной должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 2 ст. 229), необходимо установить, что субъект преступления обладает признаками должностного лица (примечание 1 к ст. 285 УК РФ) и для совершения контрабанды он использует возможности своего служебного положения. Субъектами данного вида контрабанды являются должностные лица таможенных органов, военнослужащие Пограничной службы ФСБ, а в некоторых случаях войска Росгвардии и сотрудники полиции, если они привлекаются к осуществлению пограничного контроля. К специальным субъектам контрабанды следует относить и такие категории должностных лиц, чей личный багаж в соответствии с ТК ЕАЭС не подлежит досмотру.

Как отмечает М. А. Любавина, использование должностным лицом своего служебного положения предполагает, что у него либо есть юридическая возможность переместить наркотики через границу, либо он может использовать фактические возможности, вытекающие из занимаемой им должности (авторитет, служебные связи, обладание информацией и т. д.)1.

Контрабанда в таком случае может быть осуществлена, например, путем непосредственного перемещения должностным лицом наркотиков в недосматриваемом багаже, либо посредством бездействия при осуществлении таможенного или пограничного контроля или в виде отдачи приказов или распоряжений, создающих условия для перемещения наркотиков через границу.

При квалификации контрабанды, совершенной организованной группой (п. «а» ч. 4 ст. 229) должны быть установлены обязательные признаки данной формы соучастия: ее устойчивость и цель объединения — совершение преступлений в виде контрабанды оружия. В то же время данную цель в правоприменительной практике понимают шире — совершение любых преступлений в сфере оборота наркотиков (например, производство, распространение), а не только перемещение через границу.

В п. 13 ППВС 2017 г. указывается, что действия всех членов организованной группы, независимо от их фактической роли, следует квалифицировать по п. «а» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ, т. е. признавать их соисполнителями преступления.

Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков часто совершаются преступным сообществом (преступной организацией). В этом случае содеянное квалифицируется по соответствующей части ст. 210 УК РФ и п. «а» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ.

Для вменения п. «в» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ необходимо установить, что в процессе перемещения предметов контрабанды через границу субъект преступления применил насилие к лицу, осуществляющему таможенный (пограничный) контроль.

Интересно
Контроль при пропуске через границу осуществляется подразделениями органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного контроля. Применение насилия к лицам, осуществляющим иные, помимо таможенного и пограничного, виды контроля, квалифицируется как преступление против порядка управления (ст. 318 УК РФ).

К лицам, осуществляющим пограничный контроль, относятся военнослужащие пограничных органов, военнослужащие национальной гвардии, а также сотрудники полиции, непосредственно осуществляющие контрольные мероприятия или участвующие в их осуществлении.

Квалифицирующим обстоятельством является только применение насилия. Если виновный использует угрозы применения насилия к указанным потерпевшим, то содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 229.1 УК РФ и по ч. 1 ст. 318 УК РФ.

Насилие в рассматриваемом составе охватывает причинение любого вреда здоровью (в том числе умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего), т. к. санкция за совершенное преступление является достаточно суровой и включает даже пожизненное лишение свободы.

В случае убийства лица, осуществляющего таможенный или пограничный контроль, квалификация должна осуществляться по п. «в» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ и ст. 317 УК РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)