Культура древней Греции

От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют две с половиной тысячи лет. Все в мире с тех пор изменилось, но сила и слава античного искусства оказались вечными. Правы были древние, говоря, «что жизнь коротка, искусство вечно».

Удивительно, какой не большой по размерам была великая колыбель культуры – Древняя Греция! Все население Афинского полиса – главного очага античной культуры – было не более 200–300 тысяч человек. И в этом маленьком, казалось бы примитивном, мирке родилась и расцвела великая духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия.

Эллада – это государства (полисы), располагавшиеся на юге Балканского полуострова. Ее назвали Древней (античной) в эпоху Возрождения, которая не знала восточных цивилизаций, значительно превосходящих по возрасту греческую.

Эра античности продолжалась более тысячи лет и прошла в своем развитии несколько разных этапов:

  • Крито-микенская культура (II тысячелетие до н. э.)
  • Архаика (VI век до н. э)
  • Классика (V век до н. э.)
  • Эллинизм (III век до н. э)
  • Древний Рим (I век до н. э.– II век н. э.)

Истоки греческой культуры лежат во II тысячелетии до н. э., когда центром античного мира были остров Крит и та часть материка, на которой располагался город Микены. Эта культура была открыта благодаря археологическим раскопкам Генриха Шлимана. Крито-микенская (эгейская) культура до сих пор во многом не объяснима.

Письменность этой культуры не расшифрована, мы не знаем, какими были общественный строй, религия. Ясно только, что тут не было такой строго регламентированной, все себе подчиняющей религии, как в Египте.

Здесь было что-то другое. Здесь чувствуется вольное, не скованное канонами, радостно-непосредственное отношение к жизни. И более всего об этом говорит искусство – главный источник знаний и догадок об этом исчезнувшем мире. Некоторыми чертами оно схоже с египетским, но за сходством обнаруживаются и более глубокие различия мироощущения и стиля. Строгая числовая мера, геометризм, каноничность – все это характерно для искусства Египта. Но на Крите предпочитается непринужденность.

Интересно
Можно смело утверждать, что крито-микенское искусство было прелюдией античной культуры. Расцвет греческой культуры начинается в архаический период и достигает своей высшей точки в эпоху классики. В это время наметились основные черты античного общества – классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис как основная форма политической организации, демократическое правление. Тогда же создаются главные этические нормы, эстетические принципы и идеалы античной культуры, формируется общегреческий пантеон богов.

Мировоззренческие основы античности. Античность не различала истину, добро и красоту. Все представления древних греков о мире было пропитано эстетикой. Хотя термин эстетика тогда еще не употреблялся, эстетическая деятельность была растворена в самом бытие, которое и представлялось мыслителями Древней Греции воплощением прекрасного и совершенного.

Подобно персам, греки противопоставляли добру зло, однако греческая мораль не была абстрактной. Человек, в представлении греков, несет ответственность за совершаемое им зло и перед людьми, и перед богами.

В Афинах полагали, что добродетель – основа демократии. Главными добродетелями почитались умеренность, мужество и мудрость. Честолюбие, лицемерие и праздность считались пороком. Мир для греков – это замкнутый мир, устроенный по принципу гармонии и порядка. И нет ничего сверх этого мира. Даже боги у греков очень натуральны, природны, человечны.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)