Краткие сведения из истории рекламы

В самом общем виде можно говорить о трех основных этапах в развитии рекламной теории и практики: древнем, средневековом и этапе возникновении рекламной индустрии.

Рекламная практика восходит к временам молодости рода человеческого. Первой формой проторекламы, естественно, была устная реклама, зародившаяся еще до распространения письменности.

Она осуществлялась в ходе общения людей и с помощью глашатаев, которые помимо оглашения административной, политической и деловой информации выполняли и роль распространителей сведений коммерческого и рекламного характера. Специфическим жанром устной рекламы можно считать рекламные песни, содержание одной из которых, предназначенной для древних жителей Афин, приводит Ф. Котлер:

«Чтобы глаза сияли, чтобы алели щеки и чтобы не увядала девичья краса, разумная женщина будет покупать косметику по разумным ценам у Экслиптоса».

Практически параллельно с устной рекламой развивалась и предметно- изобразительная (наружная) реклама, берущая свое историческое начало от наскальных изображений, а также различных демонстрируемых предметов – амулетов, оберегов, определенных композиций – прообразов гербов и эмблем.

Одним из самых древних образцов «профессиональной» рекламной продукции считается камень с рекламным обращением, относящимся примерно к III веку до нашей эры, найденный при раскопках древнеегипетского города Мемфиса и хранящийся в археологическом музее Каира, на котором написано:

«Я, Ринос, с острова Крит, по воле богов толкую сновидения».

Прообразом современной печатной рекламы выступали наскальные надписи, древние варианты «граффити», папирусы и берестяные грамоты, подчас содержащие элементы коммерческой и политической рекламной информации.

Еще одной разновидностью древней рекламы выступали прообразы современной торговой марки – различного рода клейма, татуировки, тавро и печати, с помощью которых клеймили скот и рабов, ремесленники обозначали авторство на продукты своего труда, а также финикийские торговые марки, служившие свидетельством качества товаров.

К периоду античной рекламы относятся начальное становление перечисленных форм рекламы, создаются первые предпосылки для появления профессиональной рекламной деятельности в области коммерческой, политической и социальной рекламы.

Для средневекового этапа развития рекламной практики (V-ХVI века), прежде всего, характерно дальнейшее существенное развитие древних форм рекламы.

Интересно
Развитие устной рекламы осуществлялось по ряду направлений. Помимо городских глашатаев, в ХI-ХП веках в европейских странах появляются так называемые «герольды» (от нем. «herold» – вестник, глашатай), которые при дворах королей и крупных феодалов выполняли функции доведения до подданных их указов, роль распорядителей на торжествах и рыцарских турнирах, а также занимались составлением родословных, летописных материалов и др.

Своеобразной разновидностью престижной рекламы выступало осуществляемое герольдами перед рыцарскими турнирами так называемое блазонирование, которое означает оповещение публики о символике гербов, эмблем, точной идентификации родовой принадлежности рыцарей, степени их знатности и доблести.

К фольклорным разновидностям устной рекламы в средневековый период можно отнести так называемые «крики улиц», сообщения бродячих торговцев, зазывал, кабатчиков, лавочников или приказчиков, а также ярмарочный фольклор.

В средние века получает значительное развитие предметно-изобразительная (наружная) реклама. Это, в первую очередь, связано с широким распространением геральдических атрибутов, а также торговой и цеховой эмблематики.

Сильно активизируется конфессиальная (религиозная) реклама, что обусловлено существенным усилением и закреплением основных ветвей религии в различных странах мира. Появляются предшественники современного плакатного жанра в виде гравюры.

Наконец, поистине революционным событием стало изобретение Иоганном Гутенбергом в 1445 г. печатного станка, которое подготовило предпосылки для возникновения различных видов печатной рекламы. Следует иметь в виду, что изобретенный в Китае наборный способ воспроизведения иероглифов известен с ХI века однако он не произвел того взрывного эффекта, который произошел в Европе, благодаря изобретению И. Гутенберга.

Рождение первой печатной рекламы датируется 1473 годом, когда в Англии (Лондон) Уильям Кокстон отпечатал и распространил листовку о продаже книги религиозного содержания. К концу ХV века в Европе работало около 200 типографий в 69 городах.

В этот же период появляются такие новые виды рекламной продукции, как печатное объявление, каталог, проспект, прейскурант, «летучий листок» и афиша.

Культурологи считают, что появление печатного тиражирования информации предопределило третью информационную революцию (первая – формирование речи, вторая – изобретение письменности).

Основной чертой периода индустриального развития рекламы выступает возникновение и развитие множества новых, нетрадиционных форм рекламы, что, в первую оче- редь, обусловлено промышленной революцией, существенным развитием рыночной экономики и серией крупнейших достижений научно-технического прогресса.

Появлению первых газет предшествовало появление новых специфических профессий – английских «newsmens», французских «нувеллистов», итальянских «новелланти» и «газеттанти», то есть сборщиков, переписчиков и разносчиков новостей.

В 1568 г. появляется первый прототип современной газеты – баварская протогазета торгово-ростовщического дома Фуггеров, а в 20-х годах ХVП века – первые английские газеты.

Важнейший этап развития рекламной деятельности связан с промышленным переворотом, происходившим в разных странах с 60-х годов ХVШ века (Англия) до конца Х1Х века. Изобретение и внедрение в производство станков и машин стали факторами массового производства товаров и породил проблемы сбыта, разрешение которых было бы невозможным без реализации комплекса стимулирующих мероприятий, а следовательно, и рекламы.

Задачи реализации товаров приводят к развитию инфраструктуры – строительству дорог, по которым перевозятся не только товары, но и рекламная информация о них, сети сбытовых организаций и торговых предприятий. Возникает профессия коммивояжера, которая имеет существенное значение и в современном рекламном бизнесе.

Большое значение для развития печатной и прессовой рекламы имело изобретение французским художником Луи Дагером в 1839 году принципа дагеротипии, послужившего основой для развития фотографии.

Изобретение телеграфа в 1844 году не сыграло значительной роли в развитии рекламной практики, однако выступало как первоначальный этап дальнейшего развития телексной и факсимильной связи.

В конце 70-х годов ХIХ века появился прототип современной телефонной связи, который в дальнейшем позволил развивать такую разновидность устной рекламы, как реклама по телефону, а также использовать телефон в качестве одного из компонентов некоторых видов аудиовизуальной рекламы.

Изобретение фонографа – предшественника граммофона и других приборов механической звукозаписи сделало еще один значительный вклад в развитие аудиовизуальной рекламы.

Интересно
Новая форма рекламы – радиореклама была интернациональным детищем и возникла в связи с изобретениями А.С.Попова, Г.Маркони, немецких, английских и американских исследователей. В начале 20-х годов в ряде стран стал осуществляться массовый выпуск радиоприемников, а в 1926 году появляется первая коммерческая радиостанция в США.

С концом ХIХ века (1871 г.) связано и возникновение первого рекламного агентства в США и получившего широкую известность филадельфийского рекламного агентства «Айер и сын» (1890 г.).

В конце ХIХ века появляется немое, а в 20-х годах ХХ века – звуковое кино. Довольно быстро развивается радиореклама, со второй половины 20-х годов начинает развиваться практическое телевидение, и к середине 40-х годов оно приобретает массовый характер. В 1947 году в США создается первое коммерческое телевидение.

Реклама «завоевывает» канал СМИ, который до нынешнего времени выступает как самый массовый и, одновременно, самый дорогостоящий. Дальнейшие годы характеризуются быстрым развитием профессиональной и бытовой аудио- и видеотехники.

Важнейшим фактором, связанным с появлением самой молодой формы – компьютеризованной рекламы, – стали изобретение компьютера, широкое внедрение информационных и коммуникационных технологий практически во все сферы жизнедеятельности. Появившаяся в начале 90-х годов ХХ века сеть «Интернет» стала быстроразвивающейся средой для коммерческих, маркетинговых и рекламных коммуникаций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)