Концентрация и специализация производства

К формам организации производства относятся концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование.

Концентрация – это сосредоточение средств производства, рабочей силы и производства продукции на крупных предприятиях.

Степень концентрации определяется размерами производства.

Уровень концентрации зависит в первую очередь от величины единичной мощности машин, агрегатов, аппаратов, технологических установок, количества однотипного оборудования, размеров и числа технологически однородных производств.

Для измерения уровня концентрации используются показатели объема продукции, численности работников, а в отдельных отраслях – стоимости основных фондов.

Размер сельскохозяйственного предприятия характеризуют следующие показатели:

  • выход продукции (валовой и товарной);
  • наличие земли, основных производственных фондов, техники, поголовья;
  • площадь многолетних насаждений (для специализированных садоводческих хозяйств), культивационных сооружений (для хозяйств с овощеводством защищенного грунта);
  • число занятых работников.

Главным показателем размера сельскохозяйственного предприятия (объединения), его производственных подразделений следует считать стоимость произведенной продукции. Этот показатель за определенный период времени (как правило, календарный год) позволяет сравнить по размеру хозяйства независимо от их организационно-правовой формы, специализации, расположения, технической вооруженности и других особенностей. Стоимость продукции может быть определена в сопоставимых или сложившихся ценах реализации. Сравнивая размеры предприятий в динамике, следует использовать сопоставимые цены.

В зависимости от уровня концентрации различают: крупные, средние и малые предприятия, цеха, участки. Тенденцией в условиях рыночной экономики является увеличение доли малых предприятий, которые призваны способствовать стабилизации потребительского рынка, преодолению, монополизма, созданию конкуренции, дополнительных рабочих мест, внедрению достижений научно-технического прогресса, решению экологических проблем.

Под специализацией понимается сосредоточение на предприятии и в его производственных подразделениях выпуска однородной, однотипной продукции или выполнения отдельных стадий технологического процесса.

Различают специализацию: технологическую, предметную и подетальную.

Примером технологической специализации, т. е. обособления предприятий, цехов и участков по принципу выполнения определенных операций или стадий производственного процесса, могут служить прядильные, ткацкие и отделочные фабрики в текстильной промышленности, литейные, кузнечные, гальванические, механические и сборочные цеха в машиностроении и т. д.

Предметная специализация предполагает производство на предприятии готовых видов продукции: мотоциклов, велосипедов, автомобилей и др.

Подетальная специализация, являясь разновидностью предметной, основана на производстве отдельных деталей и частей готовой продукции: моторов, подшипников, шин и т. п. В практике деятельности предприятий зачастую имеет место сочетание всех форм специализации: заготовительные цеха и участки построены по технологическому признаку, обрабатывающие – по детальному, сборочные – по предметному.

Для оценки уровня специализации предприятий и его подразделений используются следующие показатели:

  • удельный вес основной (профильной) продукции в общем объеме производства;
  • количество групп, видов, типов изделий, выпускаемых предприятием;
  • доля специализированного оборудования в общем его парке;
  • число наименований деталей, обрабатываемых на единице оборудования;
  • количество операций, выполняемых на оборудовании, и др.

В сельском хозяйстве различают следующие формы специализации: зональную, внутриотраслевую, хозяйственную, внутрихозяйственную.

Зональная специализация – это географическое разделение труда. Она отражает территориальное размещение сельского хозяйства. Крупные территории (экономические районы, республики, области) специализируются на производстве тех видов продукции, для которых имеются наиболее благоприятные природно-климатические условия.

Внутриотраслевая специализация основана на расчленении технологического цикла на элементы и закреплении их за разными предприятиями, например, племенные, репродукторные и откормочные хозяйства в свиноводстве.

Хозяйственная специализация представляет собой общественное разделение труда между сельскохозяйственными товаропроизводителями. В условиях рынка хозяйства специализируются на производстве экономически выгодной продукции.

Внутрихозяйственная специализация – это общественное разделение труда внутри хозяйственных подразделений (отделений, бригад, ферм). Производственное подразделение специализируется на производстве одного или нескольких видов продукции с учетом имеющихся производственных ресурсов.

Уровень специализации определяется долей главной (основной) отрасли в структуре товарной продукции и выражается в процентах.

Цель специализации – создание условий для увеличения прибыли, объемов производства продукции, концентрация средств, финансовых ресурсов, снижения издержек, повышения производительности труда, создание условий для совершенствования форм организации труда, улучшения качества продукции.

Эффективность специализации заключается в создании условий для комплексной механизации и автоматизации, применения высокопроизводительного оборудования, прогрессивной технологии и организации производства и труда и тем самым способствует повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции.

Тем не менее отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что узкая специализация крупных предприятий может привести к потере конкурентоспособности, ухудшению финансово-экономического положения и банкротству из-за колебаний спроса на выпускаемую продукцию.

В условиях рыночной экономики более предпочтительным для них является диверсификация производства, предполагающая разнообразие сфер деятельности предприятия и расширение номенклатуры выпускаемой продукции. Специализация на выпуске ограниченного ассортимента продукции, ориентированного на удовлетворение четко определенных потребностей рынка, свойственна относительно небольшим по размерам предприятиям.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)