Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере недропользования

В соответствии с п.п. “ в”, “ г”, “ д”, “ к” и “ м” ст.72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; водное, лесное законодательство и законодательство о недрах, а также защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Указанные нормативные установления конкретизируются в горном законодательстве и, в первую очередь, в ФЗ РФ “ О недрах”, определяющем компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов недр.

В соответствии со ст.ст. 3 – 5 названного закона компетенция перечисленных органов государственной власти и управления распределяется следующим образом.

Реализация общей федеральной политики недропользования в Российской Федерации возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы по согласованию с субъектами Федерации.

В компетенцию органов государственной власти Российской Федерации входит:

  1. Разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах;
  2. Определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;
  3. Установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов ( норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
  4. Создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств;
  5. Государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
  6. Определение совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального, регионального и местного значения, установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;
  7. Составление государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с их добычей; ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;
  8. Распоряжение недрами континентального шельфа РФ;
  9. Введение ограничений на пользование недрами для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды;
  10. Распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении РФ;
  11. Определение совместно с субъектами РФ условий и порядка взимания платы за пользование недрами, включая установление их предельных уровней по группам полезных ископаемых, форм и размеров платы за пользование участками недр федерального значения;
  12. Координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;
  13. Разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ;
  14. Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения;
  15. Заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр.

Российская Федерация может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования субъектам Федерации.

В компетенцию органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях входит:

  1. Принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;
  2. Участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы РФ;
  3. Разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
  4. Создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов;
  5. Участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
  6. Составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  7. Распоряжение совместно с РФ единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с РФ участков недр федерального, регионального и местного значения, подготовка совместно с РФ перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;
  8. Определение форм и установление размеров платы за пользование участками недр регионального и местного значения в установленных пределах;
  9. Установление порядка пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;
  10. Защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
  11. Лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр регионального и местного значения;
  12. Участие в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;
  13. Определение условий и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых;
  14. Государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр;
  15. Регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению РФ.

В компетенцию органов местного самоуправления районов,  городов в сфере регулирования отношений недропользования входит:

  1. Участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;
  2. Развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
  3. Предоставление разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, строительство подземных сооружений местного значения;
  4. Приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения требований, предъявляемых к добыче общераспространенных полезных ископаемых;
  5. Контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  6. Введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если оно может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести иной вред.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)