Коэффициент концентрации

Этот показатель равен сумме долей реализации товара на рынке нескольких крупнейших субъектов рынка. Коэффициент (индекс) концентрации для крупнейших из общего числа компаний, выпускающих данный товар, рассчитывается как сумма рыночных долей этих компаний.

Предыдущий показатель – пороговая доля рынка, – имеет один недостаток: он применяется к отдельному предприятию и, по сути, не дает характеристики структуры рынка данного товара в целом.

Этого недостатка до определенной степени лишен коэффициент концентрации, который характеризует долю нескольких (3, 4, 5, 8, 12) крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах.

Считается, что если индекс концентрации приближается к 100, то рынок характеризуется высокой степенью монополизации, если же он немногим выше нуля, то его можно рассматривать как конкурентный.

Индекс концентрации давно применялся экономистами для исследования структуры рынка. Это один из самых распространенных показателей, который используется во многих странах мира.

Например, в Германии монопольное положение компаний на рынке возникает, если:

  1. на 1 предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке;
  2. на 3 и менее предприятий — 50% общего оборота;
  3. на 5 и менее предприятий — свыше 2/3 оборота.

В США в течение нескольких десятилетий применялся показатель доли 4 крупнейших предприятий. В период 1968–1982 гг. расчет такого индекса для 4 крупнейших компаний в различных отраслях использовался Министерством юстиции США как ориентир при оценке допустимости слияний.

В Статистических ежегодниках США регулярно публиковались данные о доле 4, 8, 50 и 100 крупнейших компаний в производстве важнейших видов продукции.

Однако доля фиксированного числа предприятий имеет один недостаток: показатель характеризует не всю совокупность предприятий на рынке и его структуру, а только позиции крупнейших производителей.

Он не учитывает особенностей рыночной структуры «на окраине» отрасли.

Более того, индекс концентрации может сглаживать различия и в самом «ядре» рынка. Например, две отрасли могут иметь одинаковый индекс концентрации – 80%.

Интересно
Но в одной отрасли в «ядро» попадают 4 фирмы, каждая из которых контролирует по 20% рынка, а в другое «ядро» попадают 4 фирмы, которые контролируют соответственно 55%, 20%, 4% и 1% рынка. Как видим, в этом случае мы имеем явное доминирование ведущей фирмы.

При расчете индекса концентрации не учитывается доля рынка, которая покрывается за счет импорта. Это главная причина того, что индекс практически неприменим к оценке региональных и местных рыночных структур.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)