Классификация ОЭИ по методическому и дидактическому назначению

Одной из актуальных задач информатизации образования является проблема классификации образовательных электронных изданий, ресурсов и иных средств ИКТ. Подобная классификация может быть проведена на основе нескольких различных критериев. С одной стороны, по выполняемым функциям, ОЭИ можно отнести к традиционным учебным изданиям и соответственно, использовать принципы классификации, используемые для учебной книги.

С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий. Прежде чем переходить к непосредственной классификации ОЭИ необходимо выделить основные параметры, характеризующие ОЭИ, которые в последствие могли бы лечь в основу критериев для классификации. При этом возможные значения подобных параметров требуют как можно более четкой и заранее фиксированной рубрикации.

В качестве основных подобных параметров-критериев выделяются:

  • тип электронного издания;
  • предметная образовательная область;
  • рекомендуемый уровень образования;
  • рекомендуемый тип образовательного процесса;
  • рекомендуемая форма образовательного процесса;
  • специфика аудитории.

За основу подобных рубрикаций могут быть взяты существующие градации, принятые в системе образования, российских и зарубежных стандартах и рубрикаторах (ГРНТИ, ВАК, УДК и др.), практике опубликования информационных ресурсов в телекоммуникационных средах.

Публикуемая далее рубрикация типов образовательных электронных изданий и ресурсов представляет собой объединение всех возможных образовательных информационных ресурсов, предусмотренных вышеуказанными стандартами и рубрикаторами.

Типы образовательных электронных изданий:

  1. Электронные информационные продукты.
  2. База данных.
  3. Презентация (демонстрация).
  4. Электронный журнал.
  5. Электронная газета.
  6. Мультимедийная запись.
  7. Электронные представления бумажных изданий и информационных материалов.
  8. Сборник научных трудов, статей.
  9. Газетная/журнальная публикация.
  10. Инструкция.
  11. Стандарт.
  12. Пособие.
  13. Практическое пособие.
  14. Практическое руководство.
  15. Учебник.
  16. Учебное пособие.
  17. Хрестоматия.
  18. Учебно-методическое пособие.
  19. Учебная программа (курса, дисциплины).
  20. Учебный план (курса, дисциплины).
  21. Практикум Библиографический справочник.
  22. Проспект.
  23. Каталог.
  24. Альбом, атлас.
  25. Художественное издание.
  26. Альманах.
  27. Антология.
  28. Реферативный сборник.
  29. Экспресс-информация.
  30. Методические указания.
  31. Сборник тестов.
  32. Образовательный стандарт.
  33. Конспект лекций.
  34. Рекламно-техническое описание.
  35. Отчет о УНИР.
  36. Реферат.
  37. Программные продукты.
  38. Автоматизированная система управления учебным заведением.
  39. Автоматизированная информационно-библиотечная система.
  40. Программные средства, обеспечивающие поддержку различных технологий обучения (доска объявлений, дистанционное консультирование и т.д.).
  41. Системное программное обеспечение.
  42. Прикладное программное обеспечение.
  43. Пакет прикладных программ.
  44. Инструментальные средства для создания электронных средств обучения.
  45. Инструментальные средства для создания электронных учебников и обучающих систем.
  46. Инструментальные средства для создания электронных задачников.
  47. Инструментальные средства для создания электронных тренажеров.
  48. Инструментальные средства для создания электронных систем контроля знаний и психофизиологического тестирования.
  49. Инструментальные средства для создания электронных лабораторных практикумов.
  50. Инструментальные средства для создания электронных учебных и восстановительных курсов.

Программно-информационные продукты:

  1. Электронный словарь.
  2. Электронный справочник.
  3. Электронная энциклопедия.
  4. Информационно-поисковая система.
  5. Информационно-решающая система.
  6. Экспертная система.
  7. Электронные средства обучения.

Средства теоретической и технологической подготовки:

  1. Электронный учебник.
  2. Электронная обучающая система.
  3. Электронная система контроля знаний.

Средства практической подготовки:

  1. Электронный задачник.
  2. Электронный тренажер.

Комплексные и вспомогательные средства:

  1. Электронный учебный курс.
  2. Электронный восстановительный курс.
  3. Электронный лабораторный практикум.
  4. Развивающая компьютерная игра.
  5. Средства психофизиологического тестирования.

Специализированные информационные ресурсы сети Интернет:

  1. Виртуальная библиотека.
  2. Поисковая система.
  3. Интернет-каталог.
  4. Сервис рассылки информации.
  5. Интернет-трансляция.

Универсальную классификацию предметных образовательных областей, фиксируемых для каждого образовательного электронного издания и ресурса, определить однозначно невозможно. Это связано, в первую очередь, с многовариативностью тематических направлений, охватываемых различными изданиями.

Интересно
На практике могут быть использованы несколько подходов к классификации предметных (образовательных) областей. Одной из наиболее общих, универсальных и распространенных с точки зрения практического использования классификаций предметных (образовательных) областей является классификация, построенная по тематическим направлениям общего среднего образования.

Классификации возможных типов и форм образовательного процесса, для которых могут разрабатываться образовательные электронные издания, применяемые в общем среднем образовании достаточно четко фиксированы.

Выбор типа или формы образования для ОЭИ должен осуществляться в строгом соответствии с нижеследующей классификацией.

Типы образовательной деятельности:

  1. Очная.
  2. Очно-заочная.
  3. Заочная.

Формы образовательной деятельности:

  1. Уроки-лекции.
  2. Уроки-семинары.
  3. Практические занятия.
  4. Лабораторные занятия.
  5. Учебная игра.
  6. Учебная исследовательская работа школьников (УИР).
  7. Педагогическое измерение и контроль.
  8. Самостоятельная учебная деятельность школьников.

Следует отметить, что фиксация автором образовательного электронного издания или ресурса типа и формы образования носит рекомендательный характер, поскольку конкретные ОЭИ, разработанные для одного типа или формы могут быть достаточно эффективно использованы в учебном процессе, характеризуемом другим набором таких параметров.

Преимущества использования современных информационных технологий при разработке и использовании ОЭИ позволяют максимально адаптировать функционирование таких изданий или ресурсов не только к индивидуальным особенностям каждого участника образовательного процесса, но и к специфике целой аудитории школьников (или пользователей), что дает разработчикам ОЭИ дополнительные возможности по рубрикации и классификации.

В связи с этим система параметров ОЭИ должна быть расширена с помощью одного из возможных значений типа аудитории:

  1. Школьники.
  2. Абитуриенты.
  3. Администрация учебных заведений.
  4. Учителя.
  5. Родители.

Исходя из указанных выше возможных параметров-критериев, можно выстроить многоуровневую классификацию образовательных электронных изданий и ресурсов.

Применительно к системе обучения в целом, можно разделить образовательные электронные издания и ресурсы на:

  • ОЭИ, предназначенные для использования в традиционной системе обучения в соответствии со стандартами и программами Министерства образования и науки РФ по данному учебному предмету (предметной области) общего среднего образования;
  • ОЭИ, предназначенные для факультативной работы, углубления знаний по школьной дисциплине;
  • ОЭИ домашние репетиторы;
  • ОЭИ, контролирующие и оценивающие результаты учебной деятельности школьников;
  • ОЭИ справочного и энциклопедического характера. Образовательные электронные издания и ресурсы, предназначенные для использования в традиционной системе обучения, могут включать все типы программных средств.

При этом традиционная система обучения предоставляет широкие возможности для использования ОЭИ в самостоятельной работе учащихся. Образовательные электронные издания и ресурсы, предназначенные для факультативной работы и углублению знаний по предмету во многом схожи с ОЭИ, нацеленными на использование в традиционной системе обучения.

Основное отличие заключается в содержании учебного материала, который может выходить за рамки стандартов и программ системы общего среднего образования. Классификация образовательных электронных изданий и ресурсов и их компонентов по методическому назначению

По своему методическому назначению образовательные электронные издания и ресурсы и их компоненты можно классифицировать на:

  • обучающие (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в формировании знаний, умений, навыков учебной или практической деятельности, обеспечении необходимого уровня усвоения учебного материала),
  • тренажеры (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в отработке разного рода умений и навыков, повторении или закреплении пройденного материала),
  • контролирующие (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в контроле, измерении или самоконтроле уровня овладения учебным материалом),
  • информационно-поисковые и информационно-справочные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в сообщении сведений, формировании умений и навыков систематизации информации),
  • демонстрационные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения),
  • имитационные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в представлении определенных аспектов реальности для изучения структурных или функциональных характеристик),
  • лабораторные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в проведении удаленных экспериментов на реальном оборудовании),
  • моделирующие (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в моделировании объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения),
  • расчетные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в автоматизации различных расчетов и других рутинных операции),
  • учебно-игровые (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в создании учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме),
  • игровые (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в организации досуга учащихся, развитии у обучаемых памяти, реакции, внимания и других качеств),
  • коммуникационные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в организации межличностного общения педагогов, администрации, обучаемых, родителей, специалистов, общественности, доступа педагогов и обучаемых к требуемым информационным ресурсам),
  • интегрированные (ОЭИ, сочетающие в себе комплекс интегрированных средств, удовлетворяющих широкому спектру потребностей системы обучения).

Классификация образовательных электронных изданий и ресурсов и их компонентов по дидактическому назначению. Средства ИКТ можно разделить на группы в зависимости от формы организации занятия, на которых наиболее целесообразно применение данного вида издания или ресурса. Различают ОЭИ, рекомендованные для применения в ходе проведения уроков-лекций, лабораторных занятий, практических занятий, учебной исследовательской работы, самоподготовки, зачетов и экзаменов школьников.

В соответствии с вышеназванными дидактическими приоритетами образовательные электронные издания и ресурсы можно классифицировать по их дидактической нацеленности на формирование знаний, сообщение сведений, формирование умений, закрепление знаний, контроль уровня обученности, обобщение, совершенствование знаний, умений и навыков.

Такая градация может быть дополнена благодаря учету при разработке электронных изданий и ресурсов психологически обоснованной последовательности этапов познавательной деятельности, в числе которых:

  • восприятие,
  • осмысление и фиксация знаний,
  • формирование личностного опыта (умений, навыков, профессионально-ориентированной интуиции),
  • проектно-исследовательская и поисковая деятельность.

Образовательные электронные издания и ресурсы по характеру размещения на носителях подразделяются на:

  • однотомные ОЭИ электронные издания, выпущенные на одном машиночитаемом носителе;
  • многотомные ОЭИ электронные издания, состоящие из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на отдельном машиночитаемом носителе;
  • электронные серии серийные ОЭИ, включающие совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением и выходящих в однотипном оформлении.

Деление образовательных электронных изданий и ресурсов по форме изложения материала. По форме изложения материала образовательные электронные издания и ресурсы могут быть разделены на конвекционные, программированные, проблемные и комбинированные (универсальные).

Конвекционное ОЭИ соответствует установившимся традициям классической педагогики и имеет энциклопедический или монографический характер. Подобное ОЭИ реализует информационную функцию обучения.

Программированное ОЭИ основано на обучении по системе “стимул-реакция”. Такое издание имеет форму разветвленной или линейной программы и ориентировано, прежде всего, на самостоятельную работу обучаемого, раскрывает основы и методы получения знаний и их взаимодействие с профессиональными навыками.

Проблемное ОЭИ базируется на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления, стимулирование творческой составляющей восприятия знаний. Комбинированное (универсальное) ОЭИ содержит отдельные элементы перечисленных видов ОЭИ.

Образовательные электронные издания и ресурсы можно классифицировать по технологии их распространения:

  • локальное ОЭИ – электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
  • сетевое ОЭИ – электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
  • ОЭИ комбинированного распространения – электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого ОЭИ.

С учетом характера взаимодействия пользователя и ОЭИ различают детерминированные и недетерминированные образовательные электронные издания и ресурсы. Детерминированное ОЭИ электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменены пользователем.

Недетерминированное ОЭИ электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. Все изменения производятся на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)