Классификация неблагополучных семей

Доминирующие факторы оказывают негативное воздействие на развитие личности ребенка.

В.М. Целуйко выделяет три группы неблагополучных семей, которые включают в себя несколько разновидностей:

  • семьи с открытой формой неблагополучия;
  • семьи со скрытой формой неблагополучия;
  • пограничные семьи.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов.

Вторую группу представляют внешне благополучные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности.

Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.

Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.

Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.

К третьей группе относят «пограничные семьи» – их особенность такова, что переход из статуса благополучной семьи в неблагополучную происходит постепенно и незаметно. К категории этих семей относят семьи с недееспособными членами; с детьми-инвалидами; с нарушенными семейными ролями.

Юстицкис В.В. называет неблагополучными семьи с повышенной недоверчивостью к окружающим; с беззаботным отношением к будущему; стремлением к сиюминутным удовольствиям. В таких семьях ценят, прежде всего, удачное достижение цели и, как правило, члены таких семей легко переступают дозволенные границы. Автор называет их «недоверчивая» семья, «легкомысленная» семья, «хитрая семья».

Галагузова М.А. к неблагополучным относит семьи с низким социальным статусом. Семьи со сниженными способностями к существованию, не справляются с возложенными на нее обязанностями. Процесс воспитания в таких семьях протекает медленно трудно, мало результативно, медленно.

Алексеева Л.С. выделяет конфликтные семьи, аморальные семьи, педагогически некомпетентные семьи. Они характеризуются уровнем повышенной вербальной агрессии.

В таких семьях ежедневно возникают семейные сцены, общаются на повышенных тонах. Поведение членов семьи противоречит приятным в обществе нормам. Семьи с невысокими психолого-педагогическими знаниями.

Бочкарева Г.П. выделяет семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, семьи безразличные к потребностям ребенка, семьи с нездоровой нравственной атмосферой. Семьи, в которых родители грубо, неуважительно относятся к детям, подавляют их волю.

Семьи, с отсутствием эмоциональных контактов между родителями и детьми. Ребенок вовлекается в аморальный образ жизни, усваивает социально нежелательные потребности.

Существует много классификаций неблагополучных семей, следует отметить то, что их образ жизни оказывает отрицательное воздействие на развитие личности ребенка и может привести к отклонениям в поведении.

К отклонениям в поведении ребёнка приводят причины биологического характера, а также социально-экономические, социально-психологические и психолого-педагогические.

Причины биологического характера:

  • наличие в семье психически или физически больного родителя (или двух);
  • неблагоприятную наследственность у детей;
  • стойкие отклонения в здоровье ребёнка.

Социально-экономические причины:

  • падение жизненного уровня большинства российских семей;
  • снижение уровня социальных гарантий для детей;
  • нерешённость жилищной проблемы;
  • дистанцированность школы от детей с трудными судьбами;
  • влияние асоциальных групп в микросоциуме.

Социально-психологические причины:

  • отчуждение между родителями и детьми;
  • сверхзанятость родителей;
  • конфликтный стиль отношений в семье;
  • насилие в семье.

Психолого-педагогические причины:

  • непоследовательность и противоречивость воспитания;
  • эмоциональное отторжение своего ребёнка;
  • гиперопека (изоляция от окружающей среды);
  • авторитарность родителей;
  • гиперсоциальность (без учёта индивидуальных особенностей ребёнка);
  • аффективность (раздражительность) родителей;
  • непонимание закономерностей развития ребёнка.

Семья с низким адаптационным ресурсом под воздействием отрицательных сторон политики, экономики и окружающей среды в целом, к сожалению, имеет тенденцию саморазрушению, дезориентации и перехода в статус неблагополучной при отсутствии поддержки извне.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)