Как пройти государственную регистрацию

Регистрация индивидуального предпринимателя построена по принципу “одного окна”. Это значит, что гражданин представляет документы, необходимые для его регистрации в качестве предпринимателя, а регистрирующий орган самостоятельно проводит государственную регистрацию, осуществляет постановку на налоговый учет и регистрацию во внебюджетных фондах и органах статистики.

Какие нужны документы?

ФНС России утвердила новые Методические разъяснения для налогоплательщиков по заполнению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Они содержатся в Приказе от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@. В этом документе определены общие требования к оформлению документов, перечень лиц, имеющих право быть заявителем при госрегистрации, а также порядок заполнения заявлений и приложений.

Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин должен представить пакет документов, в том числе:

  • заявление о государственной регистрации;
  • копию документа, удостоверяющего личность;
  • квитанцию об оплате госпошлины.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Заявление о государственной регистрации составляется в одном экземпляре по форме Р21001. Она приведена в Приложении 18 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 и состоит из титульной части, листа А и листа Б.

В титульной части индивидуальный предприниматель указывает сведения о себе, которые будут внесены в ЕГРИП:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата и место рождения;
  • адрес по месту жительства, телефон;
  • реквизиты документа, удостоверяющие его личность;
  • ИНН и т.д.

На листе А указываются коды видов экономической деятельности, которыми будет заниматься физическое лицо, регистрирующееся в качестве индивидуального предпринимателя. Они берутся из Общероссийского классификатора, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст и введенного в действие с 1 января 2003 г.

Классификатор ОКВЭД построен на основе европейского классификатора. Два последних знака отражают специфические российские особенности. Первые знаки кода вида экономической деятельности содержат более обобщенные, укрупненные группировки видов деятельности, последующие знаки – более конкретный вид деятельности.

Гражданин должен самостоятельно определиться с видами экономической деятельности, которыми он планирует заняться. Классификатор ОКВЭД сложный, и его применение требует определенных знаний и навыков. Для правильного выбора кода вида деятельности будущему предпринимателю необходимо изучить все разделы Классификатора, включая пояснения к нему.

Коды записываются в том же формате, в котором они указаны в Классификаторе, – двузначными цифровыми группами с точками между ними.

Если количество видов деятельности окажется больше 10, то гражданин заполняет два листа А, больше 20 – третий лист А и т.д. Первыми необходимо указать приоритетные для предпринимателя виды экономической деятельности.

В листе Б содержатся наименования документов, которые представил предприниматель на перерегистрацию. Его заполняют регистрирующие органы (п. 5 Требований) в двух экземплярах: один остается в регистрационном деле предпринимателя, а второй выдается предпринимателю (или высылается по почте). В расписке налоговый инспектор указывает дату получения документов и ставит свою подпись.

Заявление может быть составлено письменно или в электронном виде. В первом случае бланк заявления заполняется от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета. Кроме того, заявление может быть заполнено и распечатано с помощью компьютерной техники.

В тех разделах или пунктах заявления, которые будущий предприниматель не заполняет, нужно поставить прочерк. Подписывается заявление самим заявителем в присутствии нотариуса, так как верность подписи должна быть нотариально засвидетельствована.

Кроме того, заявитель должен указать свои паспортные данные и свой ИНН (при его наличии). Заявление нужно прошить, а страницы пронумеровать. Количество страниц подтверждается подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется копия его основного документа. Сразу возникает вопрос: какой документ гражданина считать основным?

Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 “Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации” было определено, что основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории России, является паспорт гражданина Российской Федерации.

Обратимся к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”. В ст. 10 данного Закона указано, что документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на его гражданство. Виды основных документов, удостоверяющих личность российского гражданина, определяются федеральным законом.

В Законе N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей” не указано, какой основной документ должен представляться, так как все они считаются основными, так что формально можно пробовать регистрироваться, скажем, по паспорту моряка. Однако практика показывает, что регистрирующий орган все-таки придерживается позиции, что на территории РФ основным документом все-таки является паспорт РФ и будьте любезны предоставить именно его и ничто другое.

В любом случае необходимо, чтобы в представленном документе содержались адрес места жительства гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, а также дата и место его рождения. Если представленная копия документа, удостоверяющего личность гражданина, не содержит даты и места рождения, то потребуется представить еще и копию свидетельства о рождении. Если же отсутствуют адресные данные, то потребуются подлинник или копия документа, подтверждающие эти сведения с точностью до номера дома и квартиры.

Помните, что подлинность всех копий должен засвидетельствовать нотариус (п. 2 ст. Закона N 129-ФЗ). В то же время расходов на услуги нотариуса можно избежать, если заявитель вместе с копией документов представит и их подлинники.

Но для этого предпринимателю придется явиться в налоговую инспекцию лично, а не направлять документы по почте. После того как работник налоговой инспекции сверит копию с данными подлинного документа, он вернет подлинник заявителю вместе с выдачей расписки о получении документов.

Иностранные граждане и лица без гражданства должны будут представить копии документов, которые в соответствии с российским законодательством или международным договором признаны документами, удостоверяющими личность.

Интересно
В соответствии с разд. II Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ иностранцы заполняют заявление на основании паспорта иностранного гражданина либо иного документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; лица без гражданства – на основании вида на жительство, или разрешения на временное проживание, или иного документа, предусмотренного федеральным законом либо признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства.

Куда и как нужно представлять документы?

Документы на государственную регистрацию гражданин подает в налоговую инспекцию по месту своего жительства (п. 3 ст. 8 Закона N 129-ФЗ).

Указанные документы можно представить в налоговую инспекцию лично, передать через представителя или отправить по почте заказным письмом с объявленной ценностью. В первом случае налоговики уже в день обращения выдают заявителю расписку (лист Б заявления о регистрации по форме N Р21001) в получении документов с указанием их перечня и даты получения. При этом один экземпляр остается в регистрационном деле индивидуального предпринимателя, второй, заверенный подписью должностного лица, – выдается (направляется) заявителю.

Если же гражданин отправил документы по почте, то расписка высылается налоговым органом в течение рабочего дня, который следует за днем получения документов, по адресу, указанному заявителем, с уведомлением о вручении.

При наличии всех необходимых документов налоговый орган обязан зарегистрировать предпринимателя. Все представленные на государственную регистрацию документы подшиваются в регистрационное дело, которое станет частью ЕГРИП.

Срок регистрации.

Сроки регистрации составляют пять рабочих дней с момента представления всех необходимых документов (п. 1 ст. 8 Закона N 129-ФЗ). Датой представления документов при госрегистрации является день их получения регистрирующим органом.

Таким образом, в течение пяти рабочих дней с момента получения документов налоговые органы должны принять решение о регистрации и сделать соответствующую запись в ЕГРИП. Через день с момента внесения записи в реестр налоговики выдают или направляют по почте свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Оно оформляется по форме N 61001 (Приложение N 22 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439).

В соответствии с п. 3.1 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

По каким причинам гражданину могут отказать в регистрации?

В п. 1 ст. 23 перечислены все случаи, когда предпринимателю может быть отказано в государственной регистрации. Помимо случая непредставления всех необходимых документов либо представления их в ненадлежащий орган, предпринимателю откажут в регистрации еще в трех случаях.

Во-первых, если предприниматель уже зарегистрирован в таком статусе. Это означает, что у одного предпринимателя не может быть одновременно двух свидетельств о регистрации.

Во-вторых, отказ последует, если не истек срок, на который приговор суда запретил гражданину заниматься предпринимательской деятельностью.

И, наконец, в-третьих, регистрация не проводится, если не истек год с момента признания предпринимателя банкротом или с момента прекращения его деятельности в принудительном порядке.

В решении налогового органа указывается причина отказа в регистрации. Оно выдается заявителю под расписку или направляется в адрес заявителя по почте заказным письмом с уведомлением не позднее следующего рабочего дня после его вынесения.

Интересно
Обратите внимание, что ст. 25 Закона N 129-ФЗ дает право налоговым органам обращаться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве предпринимателя. Такое заявление подается, если предприниматель допустил грубое или неоднократное нарушение правовых актов, регулирующих государственную регистрацию. Например, на момент подачи заявления гражданин уже являлся индивидуальным предпринимателем и имел ИНН. Однако заявитель почему-то “забыл” о своей регистрации и ИНН в заявлении не указал.

При отказе в государственной регистрации представленные документы не возвращаются, а остаются в регистрирующем органе и превращаются в регистрационное дело об отказе.

Если у предпринимателя изменились персональные данные?

Чтобы изменить сведения, зарегистрированные в ЕГРИП, индивидуальный предприниматель должен подать в регистрирующие органы специальное заявление и копии документов, на основании которых будут вноситься изменения в ЕГРИП.

Заявление составляется в одном экземпляре по форме N Р24001, приведенной в Приложении N 19 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439. Оно состоит из титульной части и одиннадцати Приложений (листы с А по Л). На титульном листе необходимо указать:

  • старые данные предпринимателя (фамилию, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер, дату регистрации, ИНН, контактный телефон). Обратите внимание, что п. п. 1.4, 1.5 заполняются в соответствии со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма N Р61001) (для индивидуального предпринимателя, зарегистрированного после 1 января 2004 г.) или свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г. (форма N Р67001);
  • причину внесения изменений.

В Приложениях отражаются те изменения, которые произошли у предпринимателя. Следовательно, в них нужно указывать новые данные предпринимателя.

Лист А заполняется в том случае, если предприниматель поменял фамилию, имя, отчество. При изменении гражданства нужно заполнять лист Б, а при смене места жительства – лист В. Листы Г, Д или Е заполняются при обмене документа, удостоверяющего личность. В них необходимо указать данные нового документа.

Несовершеннолетние предприниматели, у которых произошли изменения в основании приобретения дееспособности, должны заполнить лист Ж. Например, если при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя несовершеннолетний представил согласие родителей на осуществление предпринимательской деятельности, а потом вступил в брак.

В этом случае в листе Ж он должен указать:

  • новое основание  приобретения   дееспособности   (обозначить   значком   “V” соответствующее основание);
  • вид документа (свидетельство о заключении брака);
  • номер и дату выдачи этого документа;
  • название органа, выдавшего документ (загс).

Возможно, что предприниматель стал заниматься новыми видами деятельности. В этом случае в Единый государственный реестр необходимо внести сведения о них. В листе И предприниматель отражает наименование нового направления бизнеса и его код по ОКВЭД.

Если предприниматель перестал вести какую-либо деятельность, ему также необходимо внести соответствующие изменения в ЕГРИП. Для этого ему следует заполнить лист К, указав наименование и код по ОКВЭД ненужных видов деятельности.

Обратите внимание: в первой строке этих листов указываются сведения по основному виду экономической деятельности:

  • в листе И – в случае внесения его в ЕГРИП;
  • в листе К – в случае исключения его из ЕГРИП.

Если изменения не касаются основного вида деятельности предпринимателя, то первые строки в листах И и К не заполняются.

Учтите, что одного листа И или К может оказаться недостаточно для указания всех новых или старых видов деятельности. Поэтому предприниматель заполняет по два указанных листа, если количество видов деятельности превышает 10, три листа – если больше 20.

Интересно
Перечень копий документов, которые подтверждают изменение сведений об индивидуальном предпринимателе, ранее внесенных в ЕГРИП, указывается в листе Л. Лист Л – это расписка регистрирующего органа в получении документов от предпринимателя. В нем указывается количество листов заявления и документа об уплате государственной пошлины, которые предприниматель представил для государственной регистрации прекращения деятельности в этом качестве.

Лист Л заполняют регистрирующие органы в двух экземплярах. Один экземпляр остается в регистрационном деле предпринимателя, а второй – выдается предпринимателю (или высылается по почте). В расписке налоговый инспектор указывает дату получения документов и ставит свою подпись.

Заявление может быть составлено письменно или в электронном виде.

В первом случае предприниматель бланк заявления заполняет от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета. Кроме того, заявление может быть заполнено и распечатано с помощью компьютерной техники. В тех разделах или пунктах заявления, которые предприниматель не заполняет, нужно поставить прочерк. Так как верность подписи должна быть нотариально засвидетельствована, предприниматель должен подписать заявление в присутствии нотариуса.

Так как заявление содержит более одного листа, то его необходимо представлять в налоговый орган в прошитом, прошнурованном виде. Количество листов подтверждается подписью предпринимателя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.

Предприниматель может представить заявление в регистрирующий орган лично или направить его заказным письмом с описью вложения.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)