История возникновения интеллектуальной собственности в мире и России

Важно подчеркнуть, что если собственно понятие интеллектуальной собственности получило широкое распространение в XX веке, то сама идея ее возникла еще в XVIII столетии под влиянием теории естественного права. Происхождение термина «интеллектуальная собственность» обычно связывают с французским законодательством конца XVIII века. Так, во вводной части французского Патентного закона от 7 января 1791 г. говорилось, что «всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца».

Логическим следствием такого подхода стало закрепление во французском законодательстве понятий литературной и промышленной собственности. Тем не менее, родиной первых авторского и патентного законов считается Англия. В 1623 году при короле Якове Стюарте был принят «Статут о монополиях», в котором провозглашалось исключительное и независимое от воли короля право каждого, кто создаст и применит техническое новшество, монопольно пользоваться в течение 14 лет выгодами и преимуществами, которые дает такое новшество.

Самым первым в истории человечества законом об авторском праве стал акт, изданный в Англии в 1710 году и получивший название «Статут королевы Анны». Он впервые закреплял личное право автора на охрану опубликованного произведения в течение 14 лет с момента создания, а также возможность продления этого срока еще на 14 лет при жизни автора.

В США Национальный патентный закон приняли в 1790 году, а за год до этого в Конституцию была внесена обязанность американского Конгресса предоставлять изобретателям на ограниченный период исключительное право на их изобретения. С тех пор Конгресс периодически принимает законы и поправки к ним, направленные на стимулирование изобретательства и совершенствование правовой охраны научно-технических достижений. Правовое регулирование инновационной деятельности находится под постоянным вниманием органов государственного управления и президента.

Интересно
В России эволюция правовой охраны объектов промышленной собственности тесно связана с историей страны и происходившими в ней социально-экономическими преобразованиями. Охрана изобретений в России уходит своими корнями в ХVI–XVII века. Ее юридическая форма возникла на основе феодальной «привилегии» и еще долго сохраняла природу выдававшихся монаршей милостью «жалованных грамот». Грамоты выдавались, например, на заведение мануфактур.

Большое количество привилегий было выдано на право заниматься промыслом и беспошлинной торговлей, на прииск полезных ископаемых, на организацию мануфактур. Первой привилегией в России на изобретение считают привилегию, выданную 2 марта 1748 г. купцам Тавлееву, Волоскову и Дедову на «устроение фабрик для делания красок и о правилах учреждения оных». До 1812 г. было выдано 76 привилегий «на промыслы, торговлю и изобретения в ремеслах и художествах». Такого собственного опыта царской России вполне хватило для принятия первых законов об авторском праве в начале XIX века.

Первоначальная стадия охраны изобретений приобрела завершенную юридическую форму с подписанием 17 (29) июня 1812 г. манифеста «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах». По существу, это был первый российский патентный закон, который регламентировал содержание и форму привилегий на изобретения, процедуру их выдачи, срок действия, пошлины, основания для аннулирования и порядок судебного разбирательства.

Отметим знаменательный факт: подписанию манифеста Александром I не помешало даже начавшееся за пять дней до этого вторжение Наполеона в Россию, который перешел границу на реке Неман в районе Ковно (Каунаса) 12 (24) июня 1812 г. В первой главе манифеста определялось, что «привилегия является свидетельством, удостоверяющим факт предъявления изобретения правительству как собственность предъявителя».

До 1917 года манифест трижды дополнялся новыми законодательными актами (в 1833, 1870 и в 1896 гг.). За период с 1812 по 1917 гг. было зарегистрировано 36079 изобретений. Из них 29730 (82%) охранных грамот получено иностранцами и только 6349 (18%) – отечественными изобретателями. Организационные формы управления системой правовой охраны промышленной собственности претерпевали многократные изменения. Патентные процедуры свершались в недрах Сената, Мануфактур-коллегии, Министерства финансов, Департамента торговли и мануфактур, Министерства внутренних дел, при котором в 1896 г. были учреждены Комитет по техническим делам и патентная библиотека.

Утвержденное 20 мая 1896 г. «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования» закрепило основные элементы более современной патентной системы. Оно включало требование представления описания изобретения с выделением в нем предмета и отличительных особенностей, проведения содержательной экспертизы изобретений на новизну, предоставление исключительного права пользования изобретениями сроком на 15 лет и др. Юридическая форма патента развивалась из феодальной практики выдачи жалованных грамот-привилегий и вплоть до Октябрьской революции сохранила свое название.

Научно-техническое творчество в дореволюционной России находилось не в простых условиях. Некоторые российские правители, преклоняясь перед Западом, не замечали технически передового новаторского творчества отечественных изобретателей. Тем не менее, Россия дала миру таких творцов новой техники, как М. В. Ломоносов (физическая химия, горное дело) и И. П. Кулибин (часы, прожектор, оптический телеграф, 1794 г. и др.), И. И. Ползунов (паровая машина, 1763 г.) и братья Черепановы (паровоз, 1833 г.), П. Л. Шиллинг (проводной телеграф, 1832 г.) и Д. И. Менделеев (периодический закон, 1862 г.), А. Н. Лодыгин (лампа накаливания, 1872 г.) и А. С. Попов (радио, 1895 г.), Н. Е. Жуковский (аэрогидродинамика) и К. Э. Циолковский (ракетная техника) и многих других, которые своими изобретениями и открытиями опережали зарубежных коллег, хотя иногда и не получали должной поддержки у себя на родине.

После Октябрьской революции 1917 года можно выделить семь основных этапов в истории изобретательства и патентного дела в России. Изобретательство и патентное дело в первые годы советской власти (1917–1924 гг.). Гражданская война, разрушенное народное хозяйство, отсутствие готовых специалистов тормозили дело организации изобретательства и рационализации. Но уже в эти годы были заложены организационные принципы руководства изобретательством: создан государственный орган по руководству изобретательством – Комитет по делам изобретений (Комподиз) при Научно-техническом совете Высшего Совета Народного хозяйства. А 30 июня 1919 г. был принят «Декрет об изобретениях (Положение)», по которому вводилась новая форма правовой охраны изобретения — авторское свидетельство. Авторское свидетельство закрепляло за изобретателем право авторства и право на материальное вознаграждение в случае использования изобретения.

«Патентный период» в истории советского изобретательства (1924–1931 гг.). В связи с переходом в 1921 году от военного коммунизма к новой экономической политике (НЭП) возник новый хозяйственный механизм, основанный на самостоятельности предприятий, на дальнейшем развитии товарно-денежных отношений, на конкурентных отношениях между предприятиями.

Принятый 12 сентября 1924 г. закон «О патентах на изобретения» был приспособлен к условиям производства, по нему выдавалась охранная грамота на изобретение — патент. Был создан Комитет по делам изобретений, а в 1929 году — акционерное общество «ПРИЗ» (патентование и реализация изобретений), которое стало патентовать изобретения за рубежом и продавать лицензии. Развитие массового изобретательства и рационализации (1931–1936 гг.). НЭП был отменен, а 9 апреля 1931 г. утверждено новое «Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях», по которому завершилось единовластие патентной системы и вводились две формы охраны прав изобретателей: авторское свидетельство и патент.

Причем главной формой правовой охраны изобретений было авторское свидетельство. Не внеся каких-либо существенных изменений в саму процедуру получения охранного документа, новая система кардинально меняла изобретательские правоотношения: все регистрируемые изобретения объявлялись достоянием государства. Государство брало на себя заботу о внедрении изобретения, разрешая любой государственной организации использовать его безвозмездно. Автору в зависимости от полученной экономии выплачивалось вознаграждение. Кроме Комитета по изобретательству (1931 г.) при Совете Труда и Обороны в 1932 году было создано Всесоюзное общество изобретателей.

Децентрализованный период руководства развитием изобретательства (1936–1955 гг.). Постановлением правительства 22 июля 1936 г. руководство изобретательским делом было децентрализовано, Комитет по изобретательству упразднен. В 1938 году ликвидируется Общество изобретателей, закрываются печатные изобретательские издания «Изобретатель», «Рабочее изобретательство», «Новости изобретательства и техники». Руководство изобретательством было возложено на народные комиссариаты. Тем не менее, в 1947 г. создается Комитет по изобретениям и открытиям.

Изобретательство и рационализация в СССР (1955–1990 гг.). Вновь создается Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР (1955 г.), а также Всесоюзный институт патентной информации с мощной издательской базой, Всесоюзный институт патентной экспертизы (ВНИИГПЭ) с комплексом новых зданий, открываются печатные издания «Изобретатель и рационализатор», «Вопросы изобретательства», а позднее — журнал «Патенты и лицензии». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.01.79 г. учреждается ежегодный Всесоюзный день изобретателя и рационализатора, который празднуется в последнюю субботу июня, и этот праздник пока никто не отменял.

На авторском и изобретательском праве СССР лежал достаточно ясный отпечаток социалистической идеологии, что наиболее отчетливо выражалось закрепленной законом возможности широкого использования творческих достижений в интересах государства и общества. Так, основной формой охраны изобретений и промышленных образцов был не патент, а авторское свидетельство, которое закрепляло исключительное право на использование технических и художественно-конструкторских решений не за их создателями, а за государством.

Интересно
Несколько особняком стояли нормы авторского права, которые были сосредоточены в специальном законе, а с середины 1960-х гг. – в особом разделе Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. К Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве (Universal Copyright Convention), подписанной в 1952 г. и вступившей в силу в 1955 г., СССР присоединился только в 1973 г.

Однако при этом авторское законодательство содержало существенные изъятия из сферы исключительных авторских прав, в частности разрешалось свободно использовать выпущенные в свет произведения в кино, на радио и телевидении, в газетах и т. д. И авторское, и изобретательское право допускали принудительный выкуп субъективных прав на творческие достижения у обладателей таких прав, возможность выдачи принудительных разрешений на их использование и т. п. Характерной чертой законодательства в рассматриваемой сфере было широкое вмешательство государства во взаимоотношения создателей творческих достижений и их пользователей.

Срок охраны авторских прав на произведения науки, литературы и искусства составлял всего 25 лет после смерти автора (до 1973 г. — 15 лет); права исполнителей и иных обладателей смежных прав законом вообще не охранялись; создатели изобретений и промышленных образцов во многих случаях были лишены возможности получения патентов на свои разработки и т. п. Наконец, в рассматриваемой сфере действовал крайне неэффективный механизм защиты нарушенных прав.

В результате при массовых нарушениях авторских, изобретательских и патентных прав количество судебных дел данной категории было очень незначительным. Однако в середине 1980-х гг. были провозглашены новые принципы переустройства советского общества. В связи с этим реформа законодательства, посвященного охране интеллектуальной собственности, началась еще в период существования СССР.

Переходный период развития изобретательства и патентного дела в России (1991–2004 гг.) В 1991 г. были приняты новые Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, имевшие в своем составе разделы, посвященные авторскому праву, праву на изобретение и другие результаты творчества, используемые в производстве, закон СССР «Об изобретениях в СССР», закон СССР «О промышленных образцах», закон СССР «О товарных знаках и знаках обслуживания», а также некоторые развивающие их положения подзаконные акты. Хотя правовое регулирование, обеспечиваемое названными законами и иными правовыми актами, отличалось некоторой непоследовательностью и неполнотой, в целом их принятие знаменовало собой решительный переворот в рассматриваемой сфере.

В связи с распадом СССР 8–25 декабря 1991 г. реформа законодательства об охране интеллектуальной собственности в рамках единого союзного государства оказалась незавершенной. Большинство названных выше союзных законов даже не успело вступить в действие, что, безусловно, на какое-то время затормозило процесс реформирования рассматриваемой области. Перед бывшими союзными республиками, а ныне независимыми государствами встала задача самостоятельного развития начатого процесса.

Наибольших успехов на этом пути достигла Российская Федерация. Она первой из бывших республик СССР завершила проводившуюся в начале 1990-х годов реформу законодательства об охране интеллектуальной собственности. Переход России с 1992 г. к частной собственности и рыночной экономике с объективной необходимостью потребовал реформирования в этом же направлении правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности. Только за период 1990–1995 гг. было принято более 40 законов, указов, постановлений, распоряжений, приказов по вопросам интеллектуальной собственности.

К основным из них следует отнести:

  • Патентный закон РФ от 23.09.1992 г., охватывающий отношения, связанные с созданием, охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
  • закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 г.;
  • закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23.09.1992 г.;
  • закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23.09.1992 г.;
    закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 г. и др.

Положения указанных законов получили развитие в целом ряде подзаконных актов, принятых Президентом РФ, Правительством РФ, Патентным ведомством РФ и некоторыми другими органами государственного управления. Полностью создание законодательной базы завершилось тогда, когда были приняты законы о служебных разработках, о порядке регистрации и использования фирменных наименований, окончательно урегулированы вопросы о правовом режиме открытий и рационализаторских предложений (они как объекты правовой защиты были просто изъяты из законодательства), а также приняты некоторые подзаконные акты по отдельным аспектам авторских, патентных и иных отношений.

Одновременно с созданием нормативной базы в 1992–1994 гг. в РФ была проделана большая работа по созданию и реформированию системы органов, занимающихся практической работой по охране интеллектуальной собственности. Была создана единая государственная патентная служба во главе с Патентным ведомством РФ — Комитетом по патентам и товарным знакам (1992 г.). В этом плане Россия, конечно, оказалась в значительно лучшем положении по сравнению с другими бывшими республиками Советского Союза, поскольку все основные союзные патентные органы и фонды были сосредоточены в Москве и именно на их базе была создана российская патентная служба. За короткий период времени в РФ возник институт патентных поверенных, который продолжает сейчас активно развиваться.

После нескольких попыток реформировать Российское агентство по интеллектуальной собственности (РАИС), созданное в 1991 г. на базе Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП), оно было ликвидировано указом Президента РФ «О государственной политике в области охраны авторских и смежных прав» от 07.10.1993 г. Имущество и средства РАИС, а также, с согласия сторон, права и обязанности по всем ранее заключенным им договорам переданы Российскому авторскому обществу (РАО) как добровольному объединению авторов, созданному 12.08.1993 г. с целью реализации и защиты авторских прав. Помимо РАО обладателями авторских и смежных прав были созданы и некоторые другие организации для управления их имущественными правами на коллективной основе. Позднее (с 1996 г.) функции РАИС стали выполняться Российским агентством по патентам и товарным знакам (Роспатент).

В эти годы объекты интеллектуальной собственности стали группироваться в четыре основных института права:

  • авторского права;
  • патентного права;
  • законодательства о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции;
  • законодательства об охране нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности.

Однако не секрет, что именно в 1990 годы, когда был принят целый блок отвечающих современным требованиям законов, в нашей в то время «анархической» стране наблюдался значительный рост числа нарушений авторских и патентных прав. Это было обусловлено целым рядом причин, среди которых можно указать на общее ухудшение правопорядка в стране, появление множества частных фирм, нередко создаваемых специально для выпуска в свет одного-двух пиратских изданий, недостаток квалифицированных юридических кадров и организаций, способных реально защитить права потерпевших, и т. п.

Безусловно, одной из причин такого положения было и слабое знание своих прав авторами, изобретателями, патентообладателями и иными лицами, создающими и использующими объекты интеллектуальной собственности. Новое российское законодательство об охране интеллектуальной собственности было еще плохо освоено и юристами, которые обычно избегали браться за ведение довольно сложных дел данной категории. В связи с общей кризисной ситуацией в стране и деградацией науки в те годы значительно снизилась активность научных исследований в области юриспруденции вообще и в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности в частности.

Современный этап развития изобретательства и патентного дела в Российской Федерации (с 2004 г. по настоящее время). Современный этап развития изобретательства, а также защиты интеллектуальной собственности в России наступил после реорганизации структуры органов исполнительной власти в 2004 г. Эта реорганизация являла собой завершение переходного периода. Структура органов исполнительной власти, занимающихся вопросами интеллектуальной собственности с 2004 г., основывалась на указе Президента РФ от 09.03.2004 г. №314, которым было образовано Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).

Ему были переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемого Министерства образования РФ и функции по принятию нормативных правовых актов в сфере науки упраздняемого Министерства промышленности, науки и технологий РФ, а также функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемого Российского агентства по патентам и товарным знакам. С 2004 г. в состав Минобрнауки входило около двух десятков департаментов, два Федеральных агентства — Рособразование и Роснаука, а также две федеральные службы: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

В свою очередь, Роспатент включал:

  • ФГУ Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС);
  • ФГУ Палату по патентным спорам (ППС);
  • Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС).

Весной 2008 г. Рособразование и Роснаука были упразднены, и в конце года распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2008 №1791-р была осуществлена очередная реорганизация Роспатента, а именно: ФГУ ППС присоединено к ФГУ ФИПС. Далее приказом уже руководителя Роспатента от 24.01.2011г. №3 государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РГИИС было переименовано в «Российскую государственную академию интеллектуальной собственности» (РГАИС).

В итоге указом Президента РФ от 24.05.2011 г. №673 «Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» была переименована в «Федеральную службу по интеллектуальной собственности», но сокращенное название осталось прежним — Роспатент. При этом Роспатент стал уже напрямую находиться в ведении Правительства Российской Федерации, а также стал правопреемником Министерства юстиции РФ в части, касающейся правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, в том числе по обязательствам, возникающим в результате исполнения судебных решений. Итак, на сегодняшний день Роспатент является федеральным органом исполнительной власти (ФОИВ), руководство деятельностью которого напрямую осуществляет Правительство Российской Федерации.

Основными функциями Роспатента являются:

  • контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
  • оказание государственных услуг в установленной сфере деятельности;
  • нормативно-правовое регулирование вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Заметим, что в 2005 году отмечалось 50-летие образования Роспатента, связанное с созданием Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР. Стоит также отметить, что существенное изменение в области изобретательства и патентного дела произошло 8 декабря 2006 г., когда был принят Федеральный закон №230-ФЗ, отменяющий все ранее упомянутые законы и вводящий в действие с 1 января 2008 г. часть четвертую Гражданского кодекса РФ (раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»). Этим актом полностью завершился переходный период в развитии изобретательства в России.

Таким образом, к настоящему времени в Российской Федерации в целом преодолена та кризисная ситуация, которая возникла в области охраны интеллектуальной собственности в связи с распадом СССР и последующим переходным периодом, растянувшимся на 17 лет (1991–2008 гг.). Это, разумеется, не следует расценивать как вывод о том, что в рассматриваемой области решены все проблемы. Вопросов, которые еще только предстоит решить, более чем достаточно. И главным из них является задача по воплощению в реальную жизнь тех закрепленных российскими законами об охране интеллектуальной собственности предписаний, которые соответствуют требованиям цивилизованного общества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)