История попечительства и посещения тюрем в России

До начала XIX века проблемы посещения тюрем, как таковой, в России не существовало. Вплоть до екатерининских времен казенным питанием заключенные не обеспечивались. Находящихся в следственных тюрьмах и в других видах тюрем просто выводились на площадь, связав или сковав по три человека, и те в присутствии надсмотрщика собирали деньги себе на пропитание. Любой человек имел возможность с ними пообщаться, поговорить, спросить их об условиях отбывания наказания. Такой порядок был запрещен Екатериной, а окончательно был ликвидирован при Александре I.

История посещения тюрем в России восходит к началу XIX века. Тогда по инициативе членов Лондонского тюремного общества, прибывших в Россию, и тогдашнего министра духовных дел и просвещения князя Александра Николаевича Голицына начало создаваться Попечительское о тюрьмах общество. Создание его растянулось на долгие пять лет, и окончательно общество сформировалось в 1821 году под эгидой Императора Александра I.

В 1817 году из Лондонского общества попечения тюрем в Россию отправился Вальтер Венинг, которому было позволено ознакомится с условиями содержания заключенные московской, тверской и петербургской тюрьмах. По результатам его осмотра было царь приказывает «улучшить места заключения». Содержание «доношения» ярко рисует истинное состояние тогдашних тюрем. Во-первых, он обратил внимание, что в некоторых тюрьмах в одном помещение содержались и женщины и мужчины, и молодые и старые, и виновные и невиновные, то есть совсем отсутствовал разбор заключенных по тяжести совершенного преступления и наклонности к совершения преступлений. Венинг заметил, что бедная девушка, попавшая в это место хотя бы на одну ночь должна была потерять всякую добродетель и приготовится в распутной жизни. Кроме того, обращала на себя большая скученность заключенных, так в одной камере одновременно содержалось до 100 человек, которым негде было «приклонить головы». Во-вторых, было распространено использование все возможных оков, так обращали на себя увиденные 5 стульев с цепями, которые заключенные были вынуждены таскать за собой. Кроме того, Венинг увидел мужчин в деревянных колодка, женщин в рогатках из который торчали острые спицы, не позволяющие ей ложится. Венинг обращал внимание на отвратительное питание (так в одной тюрьме заключенные могли утолять жажду из большой бочки стоящей в камере, которая ни когда не мылась и вода в ней постоянно была затухшая) и отсутствие медицинской помощи. В результате данного досмотра были разработаны принципы, которые позволят изменить условия содержания заключенных и окажут на них воспитательное воздействие. Всего было выделить пять принципов:

Постоянный присмотр – члены комитета должны не реже двух раз в неделю посещать тюрьмы, чтобы лично контролировать внутренне устройство, поведение надзирателя, справляться о поступках и склонностях заключенных. Эти члены комитета должны следить, чтобы у всех заключенных было занятие, так же осматривать качество пищи и одежды.

Разделение и разбор – разделять заключенных по роду совершенного преступления, а также первое это преступление или повторное. Такое разделение позволяло разработать достойную систему воздействия на заключенных.

Наставление в религии и нравственности – для этого в тюрьмах стали создавать школы для обучение заключенных грамоте и бесед о нравственности. Запрещалось распитие вина и азартные игры. Кроме того, тюрьму должен был регулярно посещать священник, который бы наставлял заключенный на истинный путь.

Постоянное занятие – тюрьму необходимо превратить в дома работы, следует отметить, что до этого времени заключенные праздно проводили время и не были заняты делом. Работа же позволит занять заключенных делом, а также даст дополнительный доход для самих тюрем и для заключенных.

Заключение в уединенное место – рассматривалось как единственно возможное наказание. Венинг отмечал, что оставшись наедине со своими мыслями заключенные будут исправляться под тяжестью своих размышлений.

В момент создания Попечительского о тюрьмах общества перед властями стояли примерно те же самые проблемы, что и сегодня: нехватка зданий, переполнение, антисанитария, жестокость тюремщиков, отсутствие школ, изношенность оборудования, крайняя жестокость применяемых спецсредств. Известно, например, что каждое третье заболевание в тюрьме было связано с воспалительными процессами после использования всевозможных колодок, наручников и прочего. Естественно, перед инициаторами создания Общества встал вопрос о гуманизации тюремной системы.

Надо сказать, что Попечительское о тюрьмах общество по тогдашней традиции носило общественно-государственный характер. Первым президентом этого общества стал сам Александр Голицын, вторым его президентом был обер-полицмейстер Петербурга, третьим – министр юстиции России. Хотя во главе попечительских обществ стояли официальные лица, их членами были лица частные – крупные предприниматели, священнослужители, писатели, общественные деятели.

На Попечительские о тюрьмах общества были возложены следующие задачи: организация здравоохранения в тюрьмах, организация духовного окормления, распределение гуманитарной помощи, организация материально-вещевого снабжения, организация школ и т.д. По сути дела эти общественно-государственные структуры взяли на себя значительную часть функций тюремной администрации.

К 1829 году в Петербурге и Москве Попечительские о тюрьмах общества имели две автономных структуры: Дамский и Мужской тюремные комитеты. Дамский комитет имел совершенно отдельную структуру, и если покровителем Общества являлся Император, то покровителем Петербургского Дамского Комитета, например, в 20-е годы XX века была Императрица.

С самых первых дней своего существования основным направлением деятельности Общества было посещение тюрем. Именно после первого отчета о посещении тюрем в 1819 году Александр I окончательно запретил сбор денег на содержание заключенных на площадях городов. Результатом отчета о посещении тюрем 1825 года было запрещение передачи спиртных напитков (до этого в тюрьмы можно было передавать спиртное – вино и водку). Также по результатам посещений в 1829 году было принято решение о том, что вся гуманитарная помощь, предназначенная не для конкретного заключенного, а для помощи всем в целом, будет распределяться только через Попечительское о тюрьмах общество, а не через администрацию.

Хотелось бы отметить еще несколько существенных моментов столетней истории посещения тюрем в России – с начала XIX по начало XX века.

Во-первых, огромную роль в тюремных делах, в области исполнения уголовного наказания играли государственно-общественные структуры.

Во-вторых, не было закрытых от общества сфер, любая проблема, даже связанная с охраной заключенных, с режимными вопросами, была открыта для общественности.

Третья особенность – активнейшее участие религиозных деятелей. В состав Попечительских о тюрьмах обществ обязательно входили представители церкви, священники и миряне, которые занимались религиозным просвещением заключенных. Четвертая особенность заключалась в том, что, несмотря на свой государственно-общественный характер, попечители не стеснялись критиковать государство. Как следует из отчетов главного тюремного управления, только в 80-е годы под давлением общественности, посещающей тюрьмы, было отменено 15 циркуляров. Например, был отменен циркуляр, предусматривающий в качестве иных возможностей наказания телесное воздействие на человека.

Тюремная система учитывала национальную специфику. Например, у казачьего населения была своя пенитенциарная система, контролируемая государством, но относительно независимая. Кроме того, посещение тюрем разрешалось не только представителям господствующей национальности, господствующей религии, но и иноверцам, инородцам и т.п., то есть демократизм в отношении прав меньшинств был достаточно высоким.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)