Источники права о правоохранительных и судебных органах

Организация и деятельность правоохранительных и судебных органов регулируется правовыми актами различного уровня и неодинаковой юридической силы.
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и деятельность правоохранительных и судебных органов, являются источниками права о правоохранительных и судебных органах.

Правовой акт – один из основных источников права, представляет властное предписание органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, которое устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы (правила поведения).

Правовые акты о правоохранительных и судебных органах можно классифицировать по их юридической силе (схема 3) и по содержанию регулируемых вопросов.

По юридической силе все нормативные правовые акты, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных и судебных органов, подразделяются на законы и подзаконные акты.

I уровень -> Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Все иные законы и подзаконные акты должны ей не противоречить, соответствовать.

Конституция РФ определяет основы деятельности правоохранительных и судебных органов, организацию судебной системы страны, принципы правосудия, правовой статус судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также порядок назначения на должность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.

Конституционные нормы о правах и свободах человека и гражданина (глава 2), обязанность государства обеспечить эти права и свободы имеют непосредственное отношение к деятельности всех правоохранительных органов.

На этом же уровне находятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы. Международные правовые акты применяются правоохранительными и судебными органами России в случае расхождения национального правового акта с международным договором при условии, что он ратифицирован Россией в соответствии с установленной процедурой и признан подлежащим исполнению.

II уровень -> федеральные конституционные законы, которые закрепляют правовые основы деятельности важнейших институтов правоохранительной системы. Такие законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, подлежат одобрению большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 108 Конституции РФ).

В настоящее время правоохранительные органы в своей деятельности опираются на Федеральные конституционные законы “О Конституционном Суде Российской Федерации”; “О Верховном Суде Российской Федерации”, “О судебной системе Российской Федерации”; “О судах общей юрисдикции” в Российской Федерации”, “Об арбитражных судах Российской Федерации”; “О военных судах Российской Федерации”; “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” и некоторые другие.

III уровень -> федеральные законы, которые регулируют организацию и деятельность практически всех правоохранительных органов. В качестве примера можно назвать Законы “О прокуратуре Российской Федерации”, “Об адвокатуре и адвокатской деятельности”, “О полиции”, “О мировых судьях в Российской Федерации”, “О Федеральной службе безопасности”, “Об оперативно-розыскной деятельности”, “О налоговых органах Российской Федерации” и др.

IV уровень -> нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации: конституции (уставы) субъектов РФ и принятые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Субъекты РФ могут принимать нормативные правовые акты только по тем вопросам правоохранительной деятельности, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; административное и административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат (ст. 72 Конституции РФ). Например, Закон г. Москвы “О мировых судьях в городе Москве”, Закон Московской области “О порядке назначения на должность и деятельности мировых судей в Московской области” и др.

V уровень -> подзаконные нормативные акты, которые принимаются на основе Конституции РФ и федеральных законов. К ним относятся:

  • указы и распоряжения Президента РФ, носящие нормативный характер. Такие акты принимаются по вопросам организации и функционирования правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти. Например, Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 “Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации”, Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 250 “Вопросы организации полиции”, Указ Президента РФ от 18 мая 2012 г. “О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ”;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ издаются во исполнение законов и указов Президента РФ. В актах Правительства РФ регулируются отдельные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов, входящих в структуру федеральных органов исполнительной власти. Например, Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459 “О Федеральной таможенной службе”, Постановление Правительства РФ от 23 июня 2011 г. N 498 “О некоторых вопросах осуществления частной (детективной) и частной охранной деятельности”;
  • акты министерств и ведомств (ведомственные нормативные акты), которые издаются руководителями соответствующих министерств или ведомств, занимающихся правоохранительной деятельностью (Генеральным прокурором, министрами юстиции, внутренних дел, директором Федеральной службы безопасности и т.п.). Указанные акты могут иметь различные названия: приказы, инструкции, постановления, распоряжения. В этих актах конкретизируется деятельность подконтрольных им подразделений и служб при применении каких-либо норм закона.

Например, Приказ Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 г. N 45 “Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации”, Приказ Минюста России от 21 мая 2013 г. N 74 “Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов”, Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 “О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России”.

В отдельных случаях могут издаваться межведомственные приказы и инструкции, которые утверждаются руководителями нескольких правоохранительных и других органов.

Например, Приказ Минюста России N 100, МИД России N 7509, ФМС России N 375, ФСБ России N 271 от 19.05.2014 “Об утверждении Порядка организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в форме принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации”.

VI уровень -> официальные акты высших судебных органов: постановления (определения) Конституционного Суда РФ <1>, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ <2>. Эти акты играют важную роль при осуществлении правоохранительной деятельности.

Решения Конституционного Суда РФ по вопросам, относящимся к его компетенции (о соответствии Конституции РФ законов и нормативных правовых актов, о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, и др.), могут повлечь приостановление акта, противоречащего Конституции РФ, и обязанность компетентного органа привести этот акт в соответствие с Конституцией. Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и обязательно на всей территории Российской Федерации и для всех органов государственной власти и должностных лиц.

В постановлениях Пленума Верховного Суда РФ содержатся разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Такие разъяснения основаны на изучении и обобщении судебной практики, анализе судебной статистики и должны учитываться в правоприменительной практике как органами правосудия, так и органами предварительного расследования и прокурорами. Все нормативные правовые акты о правоохранительных органах можно классифицировать по содержанию регулируемых вопросов (схема 4).

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, международных договоров, вступивших в силу для Российской Федерации, постановлений Конституционного Суда РФ, а также иных решений Конституционного Суда РФ регламентируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” (в ред. от 25.12.2012).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в “Парламентской газете”, “Российской газете”, Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

“Парламентская газета” является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, подлежат обязательному опубликованию в “Парламентской газете”.

“Российская газета” – ежедневная общенациональная газета, является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, нормативные правовые акты министерств и ведомств.

Собрание законодательства Российской Федерации – официальное периодическое издание, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов.

Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) – сетевое издание, входящее в государственную систему правовой информации, функционирование которого обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации.

На официальном интернет-портале правовой информации размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера), акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат ч. 1 ст. 102 и ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, указы и распоряжения Президента РФ.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативный правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо со времени, прямо указанного в нем или в специальном акте о введении его в действие, либо по истечении определенного срока после его опубликования. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в “Российской газете” или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, издаваемом еженедельно государственным учреждением – издательством “Юридическая литература” Администрации Президента Российской Федерации, и размещению (опубликованию) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается либо первая публикация их полного текста в “Российской газете” или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, либо первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащиеся в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, распространяемом в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием “Научно-технический центр правовой информации “Система” Федеральной службы охраны РФ и органами государственной охраны, а также размещаемые на интернет-портале “Российская газета” (www.rg.ru).

Законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации опубликовываются на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в течение 10 дней со дня их подписания, что является их официальным опубликованием. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления определяется ими самостоятельно.

Постановления Конституционного Суда РФ публикуются в Собрании законодательства РФ, “Российской газете” и “Вестнике Конституционного Суда РФ”. Постановления Пленума Верховного Суда РФ публикуются в Бюллетене Верховного Суда РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)