Источники мусульманского права

В основу мусульманского права легли:

  • Коран,
  • Сунна Пророка,
  • иджма
  • кияс.

Основным источником мусульманского права служит Коран (Священное Писание). Коран является для мусульман высшим законом. Коран — последнее по времени Божественное Откровение, ниспосланное Пророку Мухаммаду в VII в. н. э. и адресованное всему человечеству.

В Коране каждому человеку, независимо от вероисповедания, даются надежные ориентиры к праведному пути в жизни. Коран — важнейший памятник мировой культуры. Он состоит из 114 сур (сура — глава), а каждая сура разделяется на стихи (айаты). Книга написана рифмованной прозой, что делает ее приятной для чтения.

Коран — это не только духовная книга, но и нравственно‑юридический кодекс, включающий вопросы религиозно‑нравственного, гражданского, уголовного и государственного права. Однако нужно отметить, что в Коране нет систематического изложения основных начал права. Систематизировать различного рода постановления, выносимые по разным частным случаям, — задача законоведа.

Вторым источником мусульманского права является Сунна Пророка (сборник хадисов). В случае, когда в Коране нет ответов на те или иные спорные вопросы, обращаются к Сунне (предания о поведении, поступках, образе мыслей и действиях пророка Мухаммеда). Сунна складывалась на протяжении нескольких веков (с VII по IX вв.). Как и Коран, Сунна содержит нормы нравственно‑юридического характера.

В хадисах прежде всего представлены конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда. Авторитет преданий непоколебим, но если предание противоречит Корану, то кадий (судья) обязан следовать последнему. Если два предания противоречат друг другу, то нужно следовать тому, которое содержит позднейшее по времени действие или изречение Мухаммада.

Третьим источником мусульманского права является иджма (консенсус) — общее решение авторитетных мусульманских законоведов, составленное для разъяснения и применения Корана и Сунны. Четвертый источник мусульманского права — кияс (суждение по аналогии).

Мусульманское право представляет собой целую систему очень детализированного права. Тесно связанное с религией и с цивилизацией ислама, оно имеет весьма оригинальное строение.

Особенность мусульманского права, отличающая его от других правовых систем, заключается в сочетании в нем религиозного и собственно юридического начал, что проявляется в специфике его источников и структуры, механизма действия и правопонимания.

Другая черта мусульманского права — это его тесное взаимодействие с местными традициями и обычаями, сочетание в нем детализированных индивидуальных решений с общими принципами.

В мусульманском праве получили закрепление такие естественные права человека, как: право на жизнь, право на свободу вероисповедания, право на собственность, право на создание семьи, право на свободу мысли, право на образование и др. Эти права подчеркивают мирскую направленность природы мусульманского права. Большое внимание в мусульманском праве придается обеспечению индивидуальных прав, в частности праву собственности, которая не может быть отчуждена без правового основания.

Мусульманское право предоставляет человеку достаточно широкую свободу действий, закрепляя принцип: «Дозволено все, если иное не предусмотрено Кораном или Сунной». Демонстрируя заботу об индивидуальном праве, однако, мусульманское право следит за тем, чтобы оно не использовалось в ущерб интересам других и общему благу.

В Коране четко прослеживается идея справедливости, которая должна быть положена в основу межличностных отношений и разрешения споров между индивидами.
Общие принципы права рассматриваются мусульманско‑правовой доктриной в качестве исходных требований, ориентиров и критериев, которым должна отвечать любая правовая оценка. Они используются судом для поиска и точного выбора конкретного правового решения из множества предлагаемых доктриной выводов. В этих принципах прежде всего и прослеживается собственная юридическая природа мусульманского права.

Можно говорить о том, что эти общие принципы права, которые рассматриваются мусульманско‑правовой доктриной в качестве исходных требований, носят естественно‑правовой характер. Для мусульманского права не характерно, как для романо‑германской правовой системы, четкое деление на публичное и частное.

Однако здесь есть нормы, регулирующие отдельные публично‑правовые (конституционный порядок, уголовное право, международные отношения, права человека) и частно‑правовые отношения, хотя граница между публичным и частным правом, безусловно, не абсолютна, эти области права пересекаются и взаимодействуют.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)