Исполнение законов о забастовках

Согласно ч. 4 ст. 37 Конституции Российской Федерации: «Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку».

К числу основных нормативных правовых актов, направленных на разрешение коллективных трудовых споров работников предприятий и организаций различных форм собственности, относятся:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации (глава 61 «Рассмотрение коллективных трудовых споров», ст. 398 – 418);
  • Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г.

«Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений» (п. 1 ст. 2 Закона).

Забастовка – это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (п.6 ст.2 Закона).

Коллективные трудовые споры возникают лишь после процедуры урегулирования самими сторонами разногласий.

В качестве сторон такого разногласия выступают:

  • представители работников – органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с уставными документами, или органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства, – забастовочные (стачечные) комитеты;
  • представители работодателя – руководители организаций или другие уполномоченные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение его примирительной комиссией, разрешение его с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже (п. 1 ст. 5 Закона от 23 ноября 1995 г.). На практике коллективные споры, как правило, разрешаются примирительными процедурами.

Право на забастовку возникает тогда, когда примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо руководитель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора. В этих случаях работники могут также использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов.

Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной:

  • если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Федеральным законом от 23 ноября 1995 г.;
  • если она создает реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц (ст. 55 Конституции РФ);
  • если ее проводят работники Вооруженных Сил РФ, правоохранительных органов, органов Федеральной службы безопасности и при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

При проверке законности порядка разрешения коллективного трудового спора прокурор устанавливает:

  • выдвигались ли требования работников организации, филиала, представительства на собрании (конференции) работников большинством голосов; были ли избраны полномочные представители работников  для участия  в разрешении коллективного трудового спора (п. 2 ст. 3 Закона);
  • не препятствовала ли администрация проведению собрания (конференции) по выдвижению требований работников (п. 4 ст. 3 Закона);
  • направлялись ли требования работников в письменной форме работодателю (п. 6 ст. 3 Закона);
  • соблюдались ли порядок и сроки рассмотрения требований работников предприятия, организации, учреждения работодателем  (ст. 4 Закона);
  • отвечают ли требованиям закона проводившиеся в ходе коллективного трудового спора примирительные процедуры (ст. 5 – 8 Закона);
  • соблюдались ли права работников Службы по урегулированию коллективных трудовых споров на всех этапах разрешения трудового конфликта ( п. 2 ст. 7, п. 2 ст. 11, п. 6 ст. 14, п. 3 ст. 15 Закона).

При проверке законности осуществления права на забастовку выясняется следующее:

  • соблюдались ли порядок и сроки объявления забастовки;
  • отвечают ли требованиям закона полномочия органа, возглавляющего забастовку, – забастовочного (стачечного) комитета или соответствующего органа профсоюза;
  • соблюдались ли сторонами, участвующими в забастовке, обязанности, установленные законом;
  • не проводились ли незаконные забастовки;
  • не применялись ли к работникам в связи с проведением забастовки дисциплинарные взыскания за нарушения трудовой дисциплины (кроме фактов ответственности работников за незаконные забастовки);
  • не проводились ли увольнения по инициативе работодателя работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, а также ликвидация или реорганизация организации, филиала, представительства (ст. 13 – 19 Закона).

Выявляются нарушения законов путем ознакомления с материалами по урегулированию коллективных трудовых споров, находящимися как непосредственно на предприятии, так и в территориальных органах Министерства труда и социального развития РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)