Искусство рубежа веков

Бoльшая часть русской интеллигенции предпочла насилие. Но возникло и противоположное течение, которое часто называют русским религиознофилософским Ренессансом. Оно отмечено целым созвездием блестящих мыслителей – Н.А. Бердяева (1874–1948), С.Н. Булгакова (1871–1944), Д.С. Мережковского (1865–1940), С.Н. Трубецкого (1862–1905) и Е.Н. Трубецкого (1863–1920) П.А. Флоренского (1882–1937).

К концу XIX века, ощутив первые раскаты надвигавшегося социального кризиса, русская интеллигенция оказалась перед выбором:

  • искать ли обновление России на пути социальных преобразований (которые неминуемо сопровождались бы насилием) или
  • направить силы на духовное просветление нации.

В центре этого философского течения в 1890 году стал В.С. Соловьев (1853–1900). Опираясь на идеи Достоевского, он отверг возможность какого-либо обновления без обращения к внутреннему миру человека. Так появилась его концепция нравственного совершенствования, основанного на развитии духовных ценностей, выработанных религией и искусством.

Для человека, полагает В.С. Соловьев, естественно стремление разумом – к истине, волей – к добру, чувством – к прекрасному. Но достижению нравственной гармонии мешало сопротивление грубо материалистического начала – эгоизма. Тут без одухотворения человеческой психики, без приобщения эмоционального мира человека к миру прекрасного не обойтись.

Отсюда отношение к художнику как к своего рода священнослужителю, жрецу искусства, а к самому искусству – как к священному таинству, роль которого в жизни человека совершенно исключительна. Значение творчества В.С. Соловьева чрезвычайно велико в истории русской философии и культуры.

Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества. Его идеи составили основу мироощущения и творчества всех хоть в какой-то мере талантливых представителей искусства рубежа веков.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)