Исковое заявление как средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности в экономике

Генеральный прокурор РФ в приказе «О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе» от 24 октября 1996 г. № 59 ориентирует подчиненных ему прокуроров использовать обращения с исками в арбитражные суды в целях оперативного и реального устранения правонарушений, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и затрагивающих государственные и общественные интересы, а также для возмещения причиненного ущерба, привлечения виновных к установленной законом ответственности.

Гражданский оборот в современных условиях характеризуется значительной степенью самостоятельности управомоченных лиц по осуществлению гражданских прав, которые сами должны заботиться о своих правах, об исполнении своих обязанностей.

Учитывая принцип диспозитивности, прокуроры обязаны проявлять особую взвешенность при подготовке исков для того, чтобы не подменять инициативу и самостоятельность субъектов хозяйствования.

При решении вопроса об использовании предоставленного прокурору права на обращение с исковым заявлением (заявлением) в арбитражный суд следует знать, что эти полномочия реализуются в случаях:

  • когда иными средствами полностью устранить выявленное нарушение закона нельзя, а органы и лица, его допустившие, отказываются от принятия мер по добровольному устранению правонарушения и его последствий, в частности, при наличии данных:
  • о причинении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем материального ущерба государственным и общественным интересам;
  • о допущенных при создании юридического лица нарушениях закона или иных правовых актов, носящих неустранимый характер (ст.61 ГК РФ 1994 года);
  • о допущенных при заключении сделки нарушениях закона или иных правовых актов, чем ущемляются государственные и общественные интересы;
  • когда есть объективные основания полагать, что реагирование прокурора в иной форме (внесение представления или принесение протеста) не повлечет надлежащего своевременного и полного устранения нарушений законности;
  • когда задачи пресечения правонарушения и предотвращения большего вреда государственным и общественным интересам могут быть эффективно решены путем принятия арбитражным судом, по заявлению прокурора, мер по обеспечению иска.

Принимая во внимание, что обращение прокурора в арбитражный суд с иском вытекает из его должностных обязанностей по осуществлению надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, реализация данного правомочия возможна в случае необходимости защиты государственных и общественных интересов.

Данное положение не означает, что прокурор не может предъявить иск в интересах конкретной организации или гражданина-предпринимателя, однако прокурор должен убедиться, что при этом не только нарушены права конкретных истцов, но и ущемлены государственные и общественные интересы, например: в случаях срыва выпуска социально значимой продукции, нарушения нормальной эксплуатации объектов транспорта, энергетики, медицинских и образовательных учреждений; при создании предпосылок экологических катастроф, серьезных социальных конфликтов (п.2.2 приказа Генерального прокурора РФ № 59).

При подготовке любого иска в арбитражный суд прокурор выявляет наличие нарушений государственных и общественных интересов. Необходимым признается вмешательство прокурора:

  • в случаях выявления правонарушений, для устранения которых законодательство обязывает его обратиться с иском (федеральные законы: «О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества» от 21 июля 1997 г. (в редакции от 7 августа 2001 г.) (ст.29); «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. (ст.6); «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. (в редакции от 7 августа 2001 г.) (ст.35, 38); «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. (в редакции от 7 августа 2001 г.) (п.5 ст.51); «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 20 июня 2000 г. (ст.41, 51 – 53, 60);
  • при выявлении не соответствующих закону ненормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных), исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций и должностных лиц и оставлении без удовлетворения протестов прокурора на указанные акты;
  • при выявлении нарушений бюджетных, межбюджетных и налоговых отношений;
  • при установлении фактов занятия как запрещенными видами деятельности, так и коммерческой деятельностью, требующей специального разрешения (лицензии), при его отсутствии либо по истечении срока действия;
  • при выявлении данных как о недействительности оспоримых сделок, так и о ничтожности сделок, не соответствующих требованиям закона, совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности;
  • при нарушениях природоохранительного законодательства, связанных с причинением вреда здоровью людей и природным объектам;
  • при невыполнении обязательств в пользу государства, если это привело или могло привести к срыву крупных инвестиционных проектов, возникновению обязательств Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований;
  • при установлении несоответствия учредительных документов юридических лиц требованиям законодательства, а также нарушения установленного порядка их образования и государственной регистрации.

Все перечисленные случаи связаны, как правило, с необходимостью защиты публичных интересов, когда отсутствуют их конкретные (в процессуальном смысле) носители.

В остальных случаях приоритетными объектами защиты со стороны прокурора выступают государственные и общественные предприятия, в том числе федеральные казенные предприятия, если объективные причины либо недобросовестность их руководителей и других должностных лиц препятствуют их самостоятельному обращению в арбитражный суд.

Оправданно прокурорское вмешательство в виде предъявления исков в интересах конкретных предприятий промышленности, транспорта, энергетики к их контрагентам, допустившим неоплату товаропроизводителям за поставленную продукцию, оказанные услуги, что привело к их тяжелому финансовому положению, вызвало длительные задержки в выплате заработной платы работникам.

К иску прокурора не применяются требования об уплате государственной пошлины и о принятии мер к непосредственному урегулированию спора.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)