Иные виды следов, имеющих криминалистическое значение

К числу иных следов, имеющих криминалистическое значе­ние, в первую очередь относятся следы транспортных средств и ору­дий взломаСледы транспортных средств выступают объектом крими­налистического исследования при различных ДТП, угонах, а также при использовании автомобиля как средства совершения преступления (см. интересные примеры в книге «101 миниатюрный детектив»: «Ко­рова в такси», «Такая вот коррида»).

К следам транспорта относятся:

  • следы ходовой части колес, гусе­ниц, полозьев;
  • следы неходовой части — отпечатки бампера, ре­шетки радиатора, крыла на преграде или препятствии (например, куче снега, песка);
  • отделившиеся части и частицы (осколки стекла и пластмассы, глушитель, кусок бампера, сколы лакокрасочного покрытия, капли и потеки ГСМ, тормозной жидкости, тосола).

Следы ходовой части, имеющие большое криминалистическое значение, бывают объемными и поверхностными, статическими и динамическими, образовавшимися в результате наслоения и отслоения. Динамические следы возникают при резком торможении, пробуксовках, наездах, столкновениях, опрокидывании транспортного средства.

Изучение следов транспорта позволяет:

  • установить особенности использованного транспортного средства, его модель, тип, вид;
  • выяснить направление движения транспорта, его скорость, тормозил ли водитель и другие обстоятельства;
  • идентифицировать конкретное транспортное средство.

А теперь подумайте и постарайтесь догадаться, по каким следам уже при осмотре места происшествия можно точно назвать конкретный автомобиль, который их оставил?

Судить о виде и модели автомобиля можно по:

  • числу осей и колес на каждой из них;
  •  ширине колеи;
  • базе автомобиля;
  • рисунку протектора.

По четким следам протектора, в которых отобразились индивидуализирующие особенности (потертости, порезы, проколы), возможна идентификация конкретного транспортного средства.

Обнаружение следов транспорта обычно особых сложностей не вызывает, за исключением мельчайших частичек стекла и пластмассы от разбившихся фарных рассеивателей и стоп-сигналов; лакокрасочного покрытия, капелек горюче-смазочные материалов.

Способы фиксации: протоколирование, составление планов и схем, фотографирование, в том числе специальной фотограмметрической установкой, позволяющей компьютеризировать восстановление обстановки и обстоятельств ДТП, в частности, выполнить масштабный план места происшествия; изготовление слепков с объемных и копирование поверхностных следов; изъятие в натуре: осколков, капелек, чешуек лакокрасочного покрытия, частиц перевозившегося груза. Особое внимание следует уделить обследованию одежды и тела потерпевшего, на котором, как правило, эти следы есть (см.: «Кого винить — подскажет нить», «Какие-то кусочки кожи», «Подмена не помогла» в книге «101 миниатюрный детектив»).

В распоряжение эксперта-трасолога должны быть представлены: копия протокола осмотра, схема, план, масштабные фотоснимки, слепки и копии следов, а также шины, в крайнем случае — отпечатки их протекторов с помощью типографской краски на рулонах белой бумаги.

Перед экспертом могут быть поставлены такие вопросы:

  • не оставлены ли следы ходовой частью данного транспортного средства;
  • к какому типу (виду, марке) относится автомобиль, оставивший следы;
  • в каком направлении двигалось транспортное средство и с какой скоростью;
  • горел в фарах ближний или дальний свет и др.

Следы орудий взлома. Под взломом следует понимать проникновение в закрытое хранилище путем разрушения или отпирания замка, (иного запирающего устройства), пролома двери, стены, пола, потолка, окна или другой преграды.

Применяемые для взлома орудия можно классифицировать на:

  • специально приспособленные: отмычки, балерина, слон, фомка, уистити, другой воровской инструмент;
  • имеющие бытовое или общетехническое применение: ножовки по металлу и дереву, стамески, напильники, автоген, сварочный аппарат;
  • подручные предметы: железный прут, палка, кирпич (интересные примеры см.: «Черные торцы», «Миг триумфа», «Чем разрезано стекло» в книге «101 миниатюрный детектив»).

Объектами взлома чаще всего являются замки, окна, двери — наиболее уязвимые части хранилищ. Реже проникают через потолки, стены, полы, еще реже взламывают несгораемые ящики и сейфы. Преступники руководствуются принципом экономичности и быстроты, стараясь осуществить взлом быстро и с наименьшей затратой сил.

Способы взлома сейфов: использование электрогазосварочных аппаратов, электродрелей, взрывчатки. Так, слушатель четвертого выпускного курса Омской ВШМ МВД, подрабатывая охранником в конторе госбанка, принес с собой электродрель, высверлил в стенке сейфа ряд отверстий и, выбив образовавшийся круг, получил доступ внутрь сейфа, откуда похитил 300 тыс. рублей (сумму по тем временам астрономическую). Ее он передал сообщнику, с помощью которого инсценировал нападение на самого себя, однако вскоре был изобличен и осужден.

Следы от орудий взлома бывают объемными и поверхностными, статическими и динамическими, видимыми и слабовидимыми (мелкие царапины от отмычек). Их фиксация осуществляется посредством подробного описания в протоколе, фотографирования в масштабе, изъятия объектов или их частиц в натуре, путем изготовления слепков и копий. Отдельно должны быть упакованы изъятые стружки, опилки, соскобы, наслоения со взломанных преград, образовавшиеся от действия орудий взлома.

Круг вопросов, разрешаемых трасологической экспертизой: отождествление конкретного орудия или его исключение из числа возможных, определение типа, вида, характерных особенностей орудия взлома, сферы его применения, выяснение профессиональных навыков взломщика; откуда — снаружи или изнутри помещения осуществлялся взлом. Последний вопрос имеет исключительно важное значение, когда предполагается инсценировка кражи со взломом. Тогда при осмотре места

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)