Использование положений гуманитарных, естественных и технических наук в структуре тактических приемов

В зависимости от того, данные какой науки положены в основу тактического приема, выделяют психологические, логические, приемы науки управления и др. Более полезной для практики представляется группировка тактических приемов в зависимости от типа решаемых с их помощью криминалистических задач: организационно-технических, по­знавательных, управленческих. При этом в одной группе могут оказаться приемы, разработанные на теоретической базе разных наук.

Для решения следователем познавательных задач, связанных с выявлением обстоятельств расследуемого преступного события, чаще других используется научный аппарат диалектической логики, философской теории познания, теории отражения, теории систем и теории информации.

При решении управленческих задач наиболее актуальны знания из области общей и судебной психологии, теории управления, в том числе рефлексивного, и теории игр.

При этом следователю необходимо решить следующие типовые задачи:

  • установить психологический контакт с другими участниками расследования, устранение состояния противоборства, особенно актуальные в конфликтных и проблемных следственных ситуациях, когда интересы следователя и других участвующих в расследовании лиц диаметрально противоположны;
  • оказать помощь потерпевшему, свидетелю или иному лицу в решении познавательных задач, например: обеспечить объективность и целенаправленность восприятия при подборе группы предъявляемых для опознания лиц или предметов; помочь припомнить забытые факты и детали путем активизации ассоциативных связей памяти допрашиваемого;
  • сформировать оптимальные для решения следственной задачи межличностные отношения, необходимую психологическую установку, например: тщательно наблюдать за обыскиваемым лицом, управлять его поведением в ходе следственного действия; привлечь к участию в следственном эксперименте лиц, обладающих нужными психофизиологическими свойствами, если испытуемое лицо может быть заменено; убедить обвиняемого в том, что его отказ от дачи показаний может затруднить объективное выяснение обстоятельств содеянного, что осложнит его собственную участь.

Конкретные тактические приемы следователь выбирает с учетом объективных закономерностей протекания психических и психологических процессов, индивидуальных особенностей личности подследственного, потерпевшего, свидетеля, свидетеля-очевидца и др., целевой установки каждого из них, побудительных мотивов, других объективных и субъективных факторов, а также привходящих обстоятельств, например наличия или отсутствия организованного противодействия расследованию.

При решении управленческих задач следователю надлежит использовать механизмы рефлексивного управления, т.е. думать и принимать решения за своего процессуального «противника», учитывая его вероятную реакцию при определении линии своего собственного поведения и принятии тактических решений. Так, следователь при допросе обвиняемого, подозреваемого может «дозировать» сообщаемую ему информацию о собранных доказательствах, создавать преувеличен­ное представление о ее объеме и значимости, активизируя внутренние побудительные мотивы к подробному рассказу о содеянном. Следова­тель может создать такую ситуацию, когда обвиняемый сочтет необхо­димым незамедлительно связаться с соучастниками, перепрятать похи­щенное имущество, чтобы перехватить его сообщение и задержать ви­новного с поличным.

Решая организационно-технические задачи, следователь опирается на планирование своей деятельности, использование средств оргтехни­ки, транспорта, связи, общей и криминалистической техники, учетно-регистрационных и справочных данных, компьютерных средств для обработки и поиска криминалистически значимой информации, что делает его работу более производительной.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)