Интернет как средство коммуникации и становления бренда

Особое значение для развития брендинга предприятия (фирмы, компании) приобретает система Интернет, через которую в настоящее время все активнее внедряется в сознание людей бренд того или иного предприятия (компании, фирмы).

Брендинг в системе Интернет проявляется как имиджевая реклама. При помощи баннеров рекламодатель ставит целью привлечение на свой сайт как можно большего количества посетителей, т.е. создание (улучшение) своего имиджа среди пользователей сети.

Здесь важен не столько отклик баннера, сколько его способность запоминаться и улучшать имидж рекламодателя.

Интернет обладает уникальными характеристиками, значительно отличающимися от характеристик традиционных инструментов брендинга.

Одним из основных свойств среды Интернет является высокая эффективность представления и усвоения информации, что значительно повышает возможности брендинга в усилении взаимосвязи предприятий (фирм, компаний) и потребителей.

Кроме того, поскольку возможности, предоставляемые Интернетом, не ограничиваются только функциями коммуникации, а включают в себя также возможность широкого позиционирования товаров (услуг), это придаст Интернету черты глобального электронного рынка.

Интернет необходимо рассматривать как неотъемлемый компонент многих областей современного бизнеса, т. е. как глобальную компьютерную сеть с ее главным сервером WWW (World Wide Web, или Всемирной паутиной).

Интернет представляет собой первую реализацию опосредованной компьютерами гипермедийной среды, которая обладает уникальными возможностями для рекламы и выступает в качестве двух основополагающих элементов:

  1. Интернет — новое средство коммуникации, представляемое коммуникационной моделью “многие-многим”, в основе которой лежит pull – модель получения информации потребителями. Кроме того, Интернет является гипермедийным способом представления информации, значительно отличающимся от традиционных средств массовой информации интерактивной природой, высокой гибкостью и масштабируемостью;
  2. Интернет — глобальный виртуальный электронный рынок, не имеющий каких-либо территориальных или временных ограничений, позволяющий производить интерактивную покупку товаров (услуг) и значительно изменяющий возможности предприятий (фирм, компаний) в продвижении товара (услуги) и место дистрибьютерных предприятий (фирм, компаний) в этом процессе.

Использование Интернета в качестве одного из элементов брендинга оказывает значительное влияние на положительный имидж предприятия (фирмы, компании) и на осведомленность потребителя о товарах и услугах.

Появление и развитие Интернета в значительной мере связано с инновационной спиралью. Инновационная спираль — это проявление одного из законов развития человеческого общества — закона нововведения.

Под инновацией, согласно оксфордскому толковому словарю, понимается “любой подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор и его предприятие (фирма, компания) получают преимущество перед конкурентами.

Используя патенты, добившийся успеха новатор может обеспечить временную монополию, хотя впоследствии конкуренты найдут способы выхода на выгодный рынок.

Некоторые предприятия (фирмы, компании) начинают выпуск новой продукции, ориентированной на сформировавшийся спрос, другие разрабатывают технологические новшества, создающие новые рынки”.

Нововведение означает замену старого объекта (явления) новым и является постоянной движущей силой развития общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом.

Особую значимость для нововведения представляет информация, так как она дает толчок деятельности человека в новом направлении, а это означает появление прогресса, который впоследствии принимает форму технического прогресса.

Основой научно-технического прогресса являются изобретения и открытия. Когда появившееся изобретение находит свое практическое применение в какой-либо области человеческой деятельности, оно ведет к созданию нового продукта и технологии (т. е. процесса производства продукта).

Это значит, что идея, положенная в основу изобретения, превратилась в нововведение. Нововведение всегда стимулирует появление новых идей, так как развивает любопытство человека “А что будет, если?..”. Так возникает инновационная спираль “научно-технический прогресс — идея — нововведение — научно-технический прогресс – идея — нововведение…”

В основе этой спирали лежат две причины возникновения инноваций: онтологическая и телеологическая.

  1. Онтология — философское учение о бытие, его принципах, структуре и закономерностях. Сущность онтологического подхода в динамике инновационного и научно-технического прогресса заключается в том, что инновации рассматриваются как проявление саморазвивающегося динамического процесса. Другими словами однажды начавшись, этот процесс продолжается и сегодня. Он представляет собой как бы ответную реакцию на проблемы, возникающие перед наукой и техникой, с учетом возможностей научно-технической мысли. Эти проблемы и возможности можно представить как внутренние (т. е. эндогенные) факторы. Термин “телеологический” происходит от слова “теология” и означает наличие некоторой общественной цели (т. е. какой-то высшей цели), что обычно предполагает следование какому-нибудь правилу или подчинение какому-нибудь закону.
  2. Сущность телеологического подхода в динамике инновационного и научно-технического прогресса заключается в том, что инновации рассматриваются как результат объективного процесса, определяемого соответствующей потребностью общества (необходимостью коренной перестройки экономики, сильным потребительским спросом, революцией потребительской или военной потребностью и т.п.).

Эта теория принимает во внимание как большое количество изобретений и открытий, появившихся почти независимо друг от друга, так и случаи их преждевременного появления.

Другими словами, инновации появляются в ответ на какой-нибудь стимул или сигнал, которым может оказаться как недостаток научных знаний, так и внутренний (эндогенный) фактор. Это связано с тем, что обычно спрос порождает предложение и очень редко наоборот.

Инновационная спираль, ускоряясь во времени, захватывает все сферы деятельности человека. Закономерным этапом является появление в конце XX в. интернет-бизнеса, венчурных инвестиций, новых видов ценных бумаг, телевизионной торговли и т.д.

В начале XXI в. пользователи сети Интернет кардинально меняют свое потребительское поведение.

Так, опрос американских пользователей Интернета показал, что 65% проводят свободное время совершенно иначе, чем раньше; 30% заявили, что Интернет для них является основным источником развлечений, почти половина опрошенных пользуется Интернетом во время, которое на телевидении называется “прайм-тайм”, 54% всех опрошенных ответили, что делают покупатели по сети, 15% ежедневно играют в сетевые компьютерные игры.

Интерактивность открывает потребителю новые возможности в доступе к услугам банковским, консалтинговым (консультационным), торговым, некоторым медицинским (например, диагностика).

Ожидается, что к 2015 г. в странах развитой рыночной экономики 30% услуг будет оказываться через Интернет. Благодаря возможностям Интернета увеличивается степень свободы выбора в индивидуальной организации потребителя.

Распространение надомной работы позволит более гибко распределить время между досугом и выполнением рабочих обязанностей. Уже сейчас при соответствующем желании потребителя большинство покупок, банковских операций можно про извести, не выходя из дома.

При этом потребители в России все еще предпочитают традиционные услуги аналогичным возможностям, предоставляемым интернет-ресурсами. Одновременно изучение данного вопроса позволяет сделать вывод о наличии положительных тенденций.

В конечном счете это приведет к существенной структурной перестройке экономики. Например, сократится сеть розничных магазинов и число работников в торговле за счет появления виртуальных магазинов и торговых автоматов, снизится потребность в автомобилях так называемого повседневного пользования, так как предпочтение будут отдавать автомобилям для путешествий в дни отпуска и т.д.

Определенный интерес, в этом отношении вызывает резкий скачок, который сделала система Интернет в течение короткого промежутка времени. Интернет, который является главным нововведением начала XXI в., произвел революцию в информационном обеспечении.

Он оказал и в дальнейшем будет оказывать непосредственное воздействие на все стороны и сферы функционирования российского брендинга.

Достаточно привести следующие данные:

  • Около 60% взрослых (18 лет и старше) пользователей Интернета в Америке совершают покупки в онлайне, 50% бронируют при помощи Интернета билеты и туристические путевки, а 25% осуществляют банковские операции.
  • Использование Интернета стало вмешиваться в традиционные коммуникации и СМИ. Половина американских пользователей предпочитают использовать для связи со своими деловыми партнерами электронную почту, в то время как 30% для этих же целей, как правило, используют телефон.
  • Колоссальными темпами растут обороты онлайновой рекламы. Если в общий рекламный оборот в сети Интернет в 2001 г. в мире составлял 13,2 млн долл., то в 2008 г. только в России он превысил 360 млн долл.
  • Статистика свидетельствует о том, что товары, продаваемые в Интернете, почти всегда дешевле аналогичных образцов, продаваемых в магазинах традиционной торговли.
  • Рынок товаров, распространяемых через интернет-магазины, постоянно расширяется. Если изначально он сводился к продаже книг, компакт-дисков, музыки, программного обеспечения и электронной бытовой техники, то в настоящее время появились и успешно работают, например, интернет-магазины по продаже продуктов питания (в качестве примера можно назвать сеть магазинов “Утконос”).

В настоящее время у владельцев новых интернет-ресурсов все чаще возникает проблема выделения себя из массы других сайтов с аналогичной тематикой.

Со стороны владельцев сайтов, на которых вы хотите разместить свою рекламу, всегда существует возможность рассмотрения любых интересных предложений. Владельцы рекламных площадей также часто готовы рассмотреть вопрос об альтернативном размере и месте размещения рекламного модуля.

В настоящее время интернет-реклама стала носить комплексный характер, и рекламная кампания включает в себя несколько составляющих, таких как:

  1. сайт компании, являющийся центральным элементом любой интернет-рекламной кампании — именно туда пытают ся привести потребителя остальные ее составляющие;
  2. продвижение сайта в поисковых системах;
  3. баннерная и текстовая реклама на ведущих площадках;
  4. реклама в “желтых страницах” (электронных каталогах);
  5. реклама в социальных сетях;
  6. заказные статьи в различных интернет-изданиях.

Размещение рекламы в Интернете по сравнению с другими видами рекламы является оптимальным по соотношению цена/качество, предоставляет максимальную гибкость рекламной кампании и наибольшие возможности.

Баннер — один из основных элементов, работающих на формирование положительного имиджа предприятия (фирмы, компании).

Баннерная реклама — это самый эффективный способ раскручивания (увеличения посещаемости) Web-сайта, а также мощный инструмент для создания (улучшения) имиджа предприятия (фирмы, компании), продукции или услуг.

При помощи рекламных сетей можно производить показ баннеров целевой аудитории. Исследования, проведенные признанными авторитетами в области интернет-рекламы, показали, что баннер работает, даже если по нему не щелкают.

Щелчок означает лишь сиюминутную заинтересованность. Основная мысль, отраженная в баннере (если она есть), все равно запоминается.

Благодаря специфике Интернета люди активны в поиске и восприятии информации, поэтому вероятность воздействия рекламы здесь выше: около 30% опрошенных помнят увиденный баннер через 7 дней.

Предприятие (фирма, компания) может воздействовать на Интернет в следующих комплексах брендинга:

Реклама. Набор возможностей прямой рекламы товаров и услуг средствами Интернета включает в себя размещение информации о них на собственном Web-сервере, размещение рекламы на других серверах, рассылку электронных писем, участие в телеконференциях.

Особенностью рекламы в Интернете является необходимость осуществления дополнительных действий по про ведению рекламы собственного Web-сервера.

Можно выделить три основных способа попадания посетителей на Web-сервер:

  1. сервер может быть обнаружен с помощью поисковых машин;
  2. на сервер можно попасть по гипертекстовым ссылкам;
  3. о сервере можно узнать из других источников информации, в том числе традиционных (газеты, журналы, телевидение, радио и т.д.).

Исходя из этого рекламная кампания, направленная на оповещении пользователей Интернета о Web-сервере, может содержать следующие мероприятия:

  • регистрацию сервера на поисковых машинах;
  • регистрацию бесплатных ссылок в Web-каталогах;
  • размещение ссылок в “желтых страницах”;
  • регистрацию на тематических Web-серверах;
  • размещение ссылок на других серверах;
  • публикации на других серверах материалов, содержащих ссылки на сервер;
  • размещение платных рекламных объявлений на хорошо посещаемых серверах;
  • участие в телеконференциях; использование списков рассылки;
  • использование имени сервера во всех видах рекламной продукции предприятия (фирмы, компании) и использование традиционных видов рекламы.

Связи с общественностью. В WWW могут быть опубликованы пресс-релизы или представлена текущая информация для акционеров. WWW может быть эффективно использована в кризисных ситуациях, когда предприятие (фирма, компания) нуждается в срочной реакции на рыночную ситуацию, при этом преимуществом WWW является возможность обновления информации в реальном времени.

Поддержка потребителей. Она может быть существенно расширена за счет размещения дополнительной публичной информации (статической или динамической) в WWW и (или) реализации механизма дополнительной обратной связи.

Продвижение торговой марки (знака обслуживания) предприятия (фирмы, компании). Следует особо подчеркнуть, что первоначально Интернет появился и развивался как средство коммуникации, поэтому использование этого свойства находит сегодня наибольшее применение.

Как средство коммуникации Интернет обладает уникальными свойствами по сравнению с традиционными средствами массовой информации.

Вследствие этого использующие его предприятия (фирмы, компании) могут максимально реализовать эти преимущества для наиболее полного удовлетворения потребностей пользователей.

Основными особенностями этого процесса являются:

  • возможность интерактивного характера коммуникаций, что требует перехода от простого представления информации к реализации более подвижной и динамичной связи с потребителями, перехода от одностороннего типа коммуникаций к двустороннему;
  • высокая динамика среды требует постоянного развития используемых средств, приемов и инструментов, а также предлагаемых пользователю информации или образа реализации предлагаемых идей;
  • широкие возможности и представление информации в виде текста, графики, звука, видео, анимации, ставят перед предприятиями (фирмами, компаниями) задачу максимальной реализации этих возможностей с учетом специфики предлагаемых услуг или продукцией;
  • наличие разных видов коммуникационных моделей требует выбора наиболее адекватной для приспособления связи с каждым клиентом в соответствии с его желаниями и потребностями.

Средства Интернета по сравнению с традиционными средствами массовой информации предоставляют для потребителя значительно большую степень контроля и свободы выбора, а также делают возможным доступ к более дифференцированной информации.

Интернет благодаря таким свойствам, как интерактивность, эффект присутствия и информационная насыщенность (текст, изображение, звук, видео), а также за счет использования сетевой навигации превосходит другие средства информации по возможности персонального общения с клиентом.

Кроме того, Интернет, как и любая коммуникационная среда, всегда в какой-то степени скрывает конкретные личности, что приводит к относительной анонимности пользователей, общающихся в данной части брендинга.

Это иногда вызывает затруднения в ходе общения предприятий (фирм, компаний) с потенциальными клиентами.

Вместе с тем промоушн бренда и персональная продажа в Интернете существенно облегчаются благодаря наличию таких средств, как файлы cookies, позволяющие отслеживать поведение пользователей, или такие инструменты, как телеконференции и списки, а также рассылки, повышающие доступность потребителя и позволяющие его персонифицировать.

Удовлетворение потребностей людей является конечной целью общества. Поэтому разработанный бренд должен учитывать интересы и потребности целевых сегментов потребителей.

При вводе бренда в среду Интернет важно осознавать, удовлетворению каких потребностей отвечает товар или услуга предприятия (фирмы, компании), насколько они соответствуют потребностям целевой аудитории или насколько полный целевой сегмент представлен в Интернете.

При этом бренд товара (услуги) помещается в Web-каталогах, “желтых страницах”, тематических Web-серверах и т.д.

В качестве методов нахождения необходимой информации о брендах в среде Интернет предприятиями (фирмами, компаниями) можно выделить следующее:

  • Использование поисковых машин. Поисковые машины являются ключевым способом поиска информации, поскольку содержат индексы большинства Web-серверов Интернета. Это является, с одной стороны, достоинством, с другой — недостатком, поскольку на любой запрос машины обычно выдают большое количество информации, среди которой только небольшая часть является полезной, и требуется значительный объем времени для ее извлечения и обработки.
  • Поиск в Web-каталогах. Как и поисковые машины, каталоги используются посетителями Интернета для поиска необходимой информации. Каталог представляет собой иерархически организованную структуру, в которую информация заносится по инициативе пользователей, поэтому объем информации в каталогах ограничен и может служить в качестве одной из отправных точек дальнейшего поиска информации о брендах.
  • Использование “электронных страниц”. “Желтые страницы” (Yellow Рages) — аналог широко распространенных в странах развитой рыночной экономики телефонных справочников. На “желтых страницах” обычно помещается краткая информация о типе бизнеса предприятия (фирмы, компании), ее логотип и координаты предприятия. Стандартный сервис включает название бизнеса, номера телефонов и факса, адрес электронной почты, а также ссылки на Web-страницы предприятия (фирмы, компании) в Интернете, если они существуют. Таким образом, “желтые страницы” могут служить хорошим исходным пунктом для поиска предприятий (фирм, компаний), занимающихся определенным видом деятельности.
  • Использование тематических Web-серверов. Практически для любой области знаний в Интернете существуют серверы (Jump Station), содержащие коллекции гипертекстовых ссылок на информационные ресурсы по данной области. Такие серверы обычно содержат большое количество ссылок и используются в качестве отправных точек для поиска информации по определенной теме.
  • Поиск по ссылкам, расположенных на Web-серверах. В Интернете широко распространена практика обмена ссылками между серверами, которая обычно происходит на взаимовыгодной основе между партнерами по бизнесу и может служить основой для последовательной навигации в Интернете с целью поиска необходимой информации.

Другим видом проведения маркетинговых исследований является поиск существующих или потенциальных потребителей, которые могут оказывать непосредственное воздействие на становление бренда.

Среди методов проведения таких исследований можно выделить следующие.

  • Анкетирование посетителей Web-сервера. Если Web-сервер предприятия (фирмы, компании) хорошо посещается, можно предложить заполнить размещенную на нем анкету, связанную с созданным предприятием брендом товара (услуги). Поскольку заполнение анкеты требует хотя бы некоторых усилий, необходима достаточная мотивация для учреждения, посетителя сервера потратить несколько минут на ее заполнение. Анкетирование в Интернете можно также продавать, если собственный Web-сервер еще не является часто посещаемым или просто не существует. Можно заказать проведение опроса предприятию (фирме, компании), имеющей Web-сервер с интересующей целевой аудитории.
  • Опрос с улучшенным показателем возврата. Этот вид опроса может применяться на серверах, где заполнение анкет является обязательным (например, при регистрации пользователей для доступа к платным услугам). При этом нежелательно большое количество дополнительных вопросов, однако при ограничении одним-двумя пунктами этот способ достаточно эффективен для товарного бренда (бренда услуг) из-за высокого процента возврата анкет. Также можно использовать вторичную информацию, накопленную в базах таких серверов.
  • Проведение опросов в телеконференциях. Для проведения опросов необходимо проделать следующие шаги: найти телеконференции с интересующей аудиторией по данному бренду, некоторое время следить за дискуссиями в них, принять активное участие в обсуждениях; поместить в телеконференции вопросы, на которые необходимо получить ответы.

Можно комбинировать анкетирование на Web-сервере компании и участие в телеконференциях. Во-первых, активное участие в телеконференциях может добавить известности в сообществе Интернета, и анкеты на Web-сервере будут заполнять ся охотнее.

Во-вторых, в телеконференции вместе с ключевыми вопросами можно поместить ссылку на полную анкету, расположенную на Web-сервере. При проведении подобных исследований необходимо учитывать ошибки, возникающие из-за случайного или преднамеренного искажения информации.

Для повышения интереса к заполнению анкет, связанных с брендом, в Интернете в полной мере применимы традиционные средства, такие как премирование или оплата.

Так, применяется практика начисления бонусов на счет клиента за заполнение анкеты, цифровые купоны (скидки при покупке товара или оказании услуги), показы баннеров, небольшие подарки и т.п.

Еще одним видом маркетинговых исследований, относящихся к изучению бренда товара или услуги, являются исследования, проводимые предприятиями (фирмами, компаниями) при наличии у них собственного Web-сервера, для оценки эффективности функционирования бренда и для нахождения путей его развития и совершенствования.

Применяемые в этом случае методы можно разделить на прямой опрос посетителей сервера с использованием описанных выше методов (анкетирование, проведение опросов) и на методы, использующие данные, получаемые из log-файлов сервера, из запросов пользователей,по их поведению, образу, навигации по Web-серверу или на основе использования файлов “cookie”, т.е. статистики посещения Web-сервера.

Возможность анализа статистики посещения сервера является одним из эффективных инструментов исследований бренда. В отличие от проведения опросов анализ статистики позволяет собрать ценную информацию, не привлекая посетителей к активным действиям.

Следует особо подчеркнуть, что постоянно усиливается конкуренция, связанная с глобализацией, сокращением жизненных циклов товаров (услуг), и это радикальным образом влияет на их продвижение.

Товар (услуга) должен восприниматься “как лучший из лучших”, “лучший, чем зарубежные аналоги”. Бренд должен позиционироваться предельно ярко. И весьма существенную роль в этом процессе играют средства оформления мест продаж.

В будущем коммуникации будут усложняться, более широкое распространение получат высокотехнологичные, интерактивные виды POS.

Обязательно будет повышаться информативность средств оформления мест продаж, так как информация в разных своих формах станет основным орудием конкурентов борьбы в XXI в. Покупатель хочет знать о товаре или услуге все, и недостаточное удовлетворение этой потребности может привести к провалу бренда.

Важно понимать, что коммуникации базируются на изучении психологии, а именно поведенческих аспектов и мотивации покупателей. А это очень молодая и малоизученная сфера.

По мере того как мы продвигаемся в изучении этих вопросов, становится возможным более эффективное применение всего спектра средств POS. POS-материалы будут как бы сглаживать углы и неравномерности рекламных кампаний.

Здесь следует особо подчеркнуть, что страхи и пессимистические прогнозы относительно судьбы мест реальных продаж сильно преувеличены.

Естественно то, что розничная электронная коммерция будет вытеснять реальную торговлю. Уже сейчас около 30% (в мире) всех розничных продаж совершается через Интернет.

В настоящее время все большее значение приобретает комплексный подход к оформлению мест продаж. Есть общая цель — побудить потребителя совершить покупку товара или услуги, и не так важно, что перед нами: магазин, рынок, офис туристического агентства или интернет-магазин.

В зависимости от конкретной ситуации могут варьировать способы воздействия на потребителя. Как это ни удивительно, но в каждом из возможных случаев продают на самом деле ожидание и потребности, образы и ассоциации, которые возникают в месте продаж.

Безусловно, места продаж в сети Интернет интересны как особая форма торговли, куда уйдут (и уже уходят) “списковые” товары: книги, пленки, аудиопродукция, компьютеры, стиральные порошки.

То же происходит и с услугами: страхование, туризм, брокерские услуги, заказ пиццы. Но остаются товары или услуги, которые большинство из нас будет приобретать в реальных магазинах или помещениях по оказанию услуг, например покупка обуви или костюмов.

Пока не появятся программы, помнящие все параметры тела покупателя в реальном объеме и просчитывающие его в динамике, покупка будет происходить в “настоящих”, а не в виртуальных магазинах.

Иначе говоря, существуют группы товаров, которые очень трудно продавать посредством сети Интернет. Исследование компании Jupiter Communications показали, что развитие Интернета привело не только к развитию онлайновой торговли, но и к росту обычных продаж.

Это связано с тем, что Интернет стал для покупателей новым инструментом для поиска и анализа предложений различных магазинов.

Вероятно, новые бренды (речь идет о списковых товарах) будут сразу выходить в сеть Интернет, минуя реальные места продаж, так как эти технологии существенно снижают расходы на “выход” бренда. Сеть Интернет позволяет экономить в среднем от 5 до 10% издержек обращения.

Пока еще не ясно, в какой форме будет происходить торговля в Интернете в будущем. Понятно одно, нынешняя форма — список товаров (услуг) с фотографиями — обязательно изменится, так как при увеличении списка большинство товаров (услуг) просто останутся незамеченными.

Баннерная реклама явно будет неэффективна. Развитие новых систем автоматизации и торговли в Интернете приведет к сокращению логической цепочки от производителя к покупателю и, соответственно, к перераспределению интересов.

В конечном итоге это выльется в повышение внимания к организации конечных программ со стороны всех участников процесса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)