Информационно коммуникативная модель политической системы
Коммуникативная модель политической системы была создана американским теоретиком Карлом Дойчем.
Этот процесс он структурировал на четыре последовательно расположенные блока-субпроцесса, составляющих единый информационно-коммуникативный процесс управления обществом (см. рис. 1).
В первом блоке расположены многочисленные элементы, принимающие непрерывные потоки информации, которые поступают из внешней и внутренней среды, т. е. из самых разных источников: государственных и общественных, официальных и неофициальных, открытых и закрытых. Здесь производится отбор необходимых данных и их кодирование.
Во втором блоке происходит сравнение полученной информации с доминирующими в государстве ценностями, традициями и нормами, отбор ее в соответствии с предпочитаемыми целями, накапливание и хранение. Варианты возможного развития процессов и вызванные ими изменения передаются в третий блок, или в центр принятия решения.
Готовые решения передаются в блок реализации решения, т. е. исполнители, которые не только выполняют решения, но и информируют систему о результатах реализации решений и о состоянии самой системы, говоря другими словами, подают на вход системы сигнал обратной связи (рис. 1).
Именно поэтому авторы некоторых учебников причисляют систему-процесс Дойча к кибернетическому типу моделей.
Из рис. 1 видно, что эффективность и стабильность функционирования политической системы зависят от количества и качества поступающей информации и состояния ее коммуникационных сетей.
При этом в политическую систему должна поступать как внешняя информация, т. е. весь необходимый для управления объем фактов о состоянии общества и всей окружающей среды, так и внутренняя, т. е. информация о состоянии и динамике изменений самой системы.
Целью, а точнее целями, политической системы, по Дойчу, являются обеспечение стабильного развития общества и динамического равновесия между интересами всех политических групп.
На достижение этих целей оказывают воздействие следующие движущие силы:
- информационная нагрузка на систему, которая определяется масштабом правительственных программ, частотой и скоростью изменений, заложенных в этих программах;
- запаздывание реакции системы на поставленные задачи и изменяющиеся условия функционирования;
- величина приращения реакции самой системы на изменения (чем сильнее реакция системы на новое, тем более система отклонилась от поставленной цели);
- способность системы к упреждению, т. е. готовность решать новые проблемы, появившиеся на пути к цели.
Анализируя функционирование политической системы в процессе управления обществом с использованием вышеприведенных переменных, Дойч вывел три закономерности:
- При достижении цели возможность успеха обратно пропорциональна информационной нагрузке и запаздыванию реакции системы.
- Успешность функционирования системы зависит от величины приращения реакции на изменения, но при достижении порогового значения изменений эта закономерность становится обратной.
- Успешная работа системы зависит от способности к упреждению, т. е. от способности правительства видеть перспективу и предпринимать необходимые действия в случае появления угроз достижению цели.
Дойч считал, что, используя информационно-коммуникативную модель, можно объективно и достоверно оценить эффективность реальных политических систем, которые сегодня действительно сильно зависят от качества самых разнообразных коммуникаций (т. е. от передачи политической информации от управляющих к управляемым и обратно) между блоками политической системы, между политической системой и окружающей средой. Коммуникаторами здесь служат все участники политического процесса.
В демократических системах производство, передача и использование информации не встречают искусственных препятствий в виде секретных служб, цензуры, ограничения свободы слова, собраний, деятельности партий, общественных организаций и средств массовой информации.
Скорость передачи информации ввиду постоянного контроля коммуникаций и цензуры информации здесь намного ниже, зато намного выше скорость распространения слухов, которые частично компенсируют недостаток правдивой внешней и внутренней информации, но не способствуют адекватной и эффективной коммуникации в системе и обществе.
- Школы, направления, теории и особенности современной геополитики
- Теории и школы классической геополитики
- Зарождение геополитических идей
- Отечественные подходы к исследованию мировой политики
- Марксизм и неомарксизм
- Неореализм и идеализм
- Идеализм и реализм
- Причины стагнации транзита и откатов волн демократизации
- Понятие консолидация демократии
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу