Индивидуалистическая цивилизация

Экономическая формация реализует в себе несколько важных цивилизационных принципов, которые были осознаны европейцами в трудах Локка, Мандевиля, Юма, Такера, Адама Смита, Алексиса де Токвиля, Хайека, Мизеса и др. В силу этих принципов соответствующую цивилизацию можно назвать индивидуалистической.

До осознания в теориях вышеназванных авторов эти цивилизационные принципы существовали в мировоззрении, ментальности, социальных характерах, социальных институтах, образе жизни определенных людей, образуя развивающуюся цивилизацию.

Две стороны индивидуалистического (экономического) общества – формационная и цивилизационная, представляющие тело и личность общества, формируются одновременно, взаимодополняя друг друга.

Экономическая формация и индивидуалистическая цивилизация – это разные стороны обществ, которые нельзя ни смешивать, ни заменять одну другой. Однако формирование экономической формации и индивидуалистической цивилизации идет несинхронично: то одна, то другая составляющая общества опережает, оказывая влияние на отстающую составляющую.

Индивидуалистическая цивилизация возникает из мифологической, сохраняя ее в себе в снятом (переработанном и обобщенном) виде. В ней отсутствует единая для всех надиндивидуальная цель, которой подчинена вся структура цивилизации, все другие ценности жизни и культуры.

В ней существуют общие (одинаковые) для всех индивидов цели, вокруг которых объединяются образы жизни индивидов. Это – индивидуальное благополучие и самореализация своих способностей и потребностей в процессе жизни.

Индивидуалистическая цивилизация, возникшая впервые в античной форме, исходила из объективного факта: люди от природы равны по своим потребностям и интересам, но различаются способностями (делятся на способных и неспособных). Они находятся в состоянии войны “всех против всех” (Гоббс), которая обусловлена одинаковостью потребностей и нехваткой благ для их удовлетворения.

В этой борьбе побеждают способные, что помогает выживанию данного общества в целом. В античном мире отдельные семьи и отдельные выдающиеся личности могли существовать относительно обособленно от сельской общины, для чего не было объективных условий в коллективистической цивилизации. Это и стало отправным объективным фактом формирования представлений (принципов) об индивидуалистической цивилизации, которые стали оказывать обратное влияние на сами общества.

Принципом индивидуалистической цивилизации является конкуренция между индивидами, что вытекает из одинаковости потребности, разности (и взаимодополнительности) способностей, индивидуалистической цели (жить лучше и во благодати). В индивидуалистическом обществе существует конкуренция индивидуальных проектов достижения индивидуального благополучия, конкуренция образов жизни и т.п.

Все это предполагает свободу и предприимчивость индивидов, развитие и культивирование их в себе, а не нивелирование, как в коллективистическом обществе. В результате возникают динамизм индивидуалистических обществ и социальное неравенство, отсутствующие в коллективистической цивилизации.

Социальную базу индивидуалистической цивилизации образуют свободные, способные, энергичные люди.

Протестантская Реформация в Европе, развивая это представление, отвергла идею коллективного спасения души и религиозное братство людей, возникшее в раннем христианстве. Только люди избранные (способные от природы) могут надеяться на спасение души, если они добьются обеспеченности и богатства.

Богатство является внешним признаком избранности человека. Неспособные от природы, бедные в своей жизни становятся отверженными и недостойными религиозного спасения. Избранные (способные, обеспеченные, богатые) смотрели свысока на неспособных, бедных, необеспеченных. Это размежевание затем вылилось в колониальные войны и расизм, нашедший яркое проявление в национал-социализме (Гитлер).

В этой цивилизации исходят из того, что никто из людей заранее не знает, в чем состоят их общественные интересы: это знание осуществляется через процесс и результат общественного производства, …где каждому предоставлена возможность попытаться удостовериться, на что он годен. Фундаментальная предпосылка… – это безграничное разнообразие человеческих талантов и навыков и вытекающее отсюда неведение любого отдельного индивида относительно большей части того, что известно всем остальным членам общества, вместе взятым.

В этой цивилизации рынок товаров, услуг, капиталов, а не церковь или тоталитарная партия определяют общественные интересы людей.

Принципом этой цивилизации является неравенство людей по своим характерам, способностям, ментальности, безграничное разнообразие талантов. Основанная на осознании ограниченности индивидуального знания (в том числе знаний вождя и политической партии), эта цивилизация предполагает строгое ограничение всякой принудительной и исключительной власти.

К христианской традиции о свободе совести индивида либеральные экономисты добавили еще свободу использования своих характеров, способностей, ментальности, интересов.

Индивидуалистическая цивилизация исходит также из того, что человек по своей природе ленив, недальновиден, расточителен, неразумен и его можно заставить вести себя активно, дальновидно, экономно, разумно только силой обстоятельств, которыми и являются экономический интерес, конкуренция, рынок, экономическая формация.

Если людям предоставить экономическую и иную свободу, то в процессе конкуренции они достигнут большего, чем если бы их заставляли силой государства, что и было продемонстрировано соревнованием между СССР и США.

Индивидуалистическая цивилизация ориентирует людей (через мировоззрение, ментальность, социальные характеры, образ жизни и т.п.) на примирение конфликтующих интересов и ограничивает возможность предоставления какой-нибудь группе такой экономической, политической, идеологической власти, которая позволяла бы ей ставить свои интересы и взгляды выше других интересов и взглядов.

В индивидуалистической цивилизации доминируют следующие представления: о государстве как “ночном стороже”; о законе как норме поведения, выражающем интересы каждого; об индивиде как главном субъекте общества; о рынке как способе выявления потребностей, конкуренции, эффективности производства и т.п.; об успехе как результате собственных усилий и случайности; о богатстве как мериле успеха и т.п.

В протестантской этике, лежавшей в основе капитализма, проповедовалось: если ты хорошо и много работаешь, тогда и семья у тебя будет хорошей, и дети будут учиться в хорошей школе, и машина у тебя будет хорошая, и Бог тебя будет любить, и ты попадешь в рай.

Развиваясь от античной к социал-демократической цивилизации, индивидуалистическая цивилизация (опираясь на талантливых людей) показала способность быстро и эффективно отвечать на исторические вызовы и адаптироваться к ним теоретически (создавая новые концепции исторического развития) и практически (создавая новые институты).

Основными видами индивидуалистической цивилизации в зависимости от цивилизационных ступеней развития человечества являются аграрно-экономическая (античная) и индустриально-экономическая (капиталистическая). А.А. Ивин выделяет древние (аграрные), средневековые (аграрно-промышленные) и современные (индустриальные) индивидуалистические цивилизации.

По мнению Вебера, капиталистический дух (сознание) буржуазии – рациональность, профессиональный долг, стремление к эффективности производства, забота о своем предприятии и т.п. (элементы протестантской этики) – является источником новой капиталистической формации. В этом вопросе он выступает противником экономического материализма Маркса, у которого классовое сознание буржуа является лишь отражением-следствием уже стихийно сложившихся экономических отношений (экономического базиса).

Здесь Вебер ведет речь о протестантской (индивидуалистической) цивилизации, возникающей вместе (или несколько раньше) капиталистической формации. И Маркс, и Вебер правы каждый со своей стороны. С формационной стороны возникают единичные авантюристические капиталисты (социальные характеры) и капиталистические хозяйства, которые оказывают влияние на остальных предпринимателей и хозяйства.

Затем они становятся массовыми (общими) в марксовском капитализме. Теперь сложившиеся капиталистические отношения формируют капиталистов из некапиталистов. С другой (цивилизационной), индивидуалистическо-протестантской стороны, возникает индивидуалистическая цивилизация в форме соответствующего мировоззрения, ментальности, характера, институтов, образа жизни. Она тоже становится источником экономической формации общества. В этом, в частности, проявляется исторический реализм.

Индивидуалистической формации присущ свой социальный характер, который, по мнению Э. Фромма, представляет “ту часть структуры характера, которая встречается у большинства членов группы”.

Индивидуалистический социальный характер складывается из типичных черт ведущей социальной общности. В свою очередь социальный характер оказывает обратное влияние на подрастающее поколение, вызывая у него “желание поступить так, как им надлежит поступить, и в то же время удовлетворенность от того, что они поступают в соответствии с требованиями культуры”.

Индивидуалистическая цивилизация, носителем которой выступают и отдельные люди, и социальные общности, и социальные институты, и страны, выступает мировоззренческой, ментальной, институциональной, поведенческой формой поддержки и развития экономической формации общества, включая ее в себя так же, как личность включает в себя тело человека.

Когда античная формация деформировалась и распалась, именно античная цивилизация в форме соответствующего мировоззрения, идеологии, ментальности, образа жизни стала основой воспроизведения новой феодальной формации в новых исторических формах.

Цивилизационная составляющая обществ может отставать от развития формационной составляющей, быть консервативной и положительной стороной. Иногда революционной и движущей силой развития обществ является формационная составляющая, что проявляется сейчас в постсоветской России.

Иногда развитие начинается с революции цивилизационной, как это произошло с Советской Россией. Вначале была создана мировоззренческая составляющая советской цивилизации, ее сакральный текст – Манифест. Затем возник главный цивилизационный институт – партия большевиков, захватившая власть, установившая свою диктатуру и начавшая перестраивать общество под новый цивилизационный прожект.

Потом возникла социалистическая культура, образ жизни, советская народная масса и т.п. Одновременно, но несколько раньше, к 1937 г., была создана советская политическая формация общества, которая свидетельствовала о завершении строительства советского общества на его формационном и цивилизационном уровне.

Индивидуалистическая цивилизация близка по некоторым своим чертам к чувственной культуре П. Сорокина:

Чувственная ментальность считает реальностью то, что дано органам чувств. Она не верит ни в какую сверхчувственную реальность и не ищет ее… Чувственная реальность мыслится как становление, процесс. Изменение, течение, эволюция, прогресс, преобразование.

Потребности и стремления носителя чувственной ментальности – в основном физические, и все делается для того, чтобы эти потребности были максимально удовлетворены. Способ их реализации заключается не в преобразовании или эксплуатации духовного мира индивидов, а в преобразовании или эксплуатации внешнего мира.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)