Иконопись
Человека, впервые вошедшего в храм, более всего поражает обилие икон. Этим обилием отличается православная церковь от храмов других христианских конфессий. Почитание икон – это не просто благочестивая традиция или наследие культуры, это зримое выражение самой сути Православия.
Поэтому линии внутри иконы, в отличие от обычной перспективы, расходятся, и пространство как бы расширяется и даже разворачивается перед зрителем. Икона – таинственный символ божества, а не его точное изображение. Она представляет верующему не только зрительное, но прежде всего духовное общение с божеством, воплощает молитву к нему. Слово икона – греческого происхождения, означает образ, лик. До сих пор иконы на Руси называют образaми.
На Руси более других почитали иконы Божьией Матери. Существуют три типа изображения Богоматери:
- Умиление – изображается взаимное ласкание Богоматери и Младенца. Подчеркнуты естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность. Это образ Матери, глубоко скорбящей о предстоящих страданиях сына и молчаливо переживающей их неизбежность.
- Одигитрия – образы Богоматери и Младенца обращены прямо к зрителю.
- Оранта – Богоматерь молящаяся.
Удивительны тайны иконописного мастерства. Передавались они не по книгам, а из уст в уста, от учителя к ученику, от мастера к подмастерью. Так складывался иконописный канон. Прежде чем взяться за написание иконы, мастер должен был подготовить себя: он постился, молился, размышлял над смыслом образа. Недаром иконописание на Руси называли святым ремеслом.
Зеленый – признак юности и цветения. Голубой – символ небесного, божественного, мира. В древности в русском языке слово красный к названию цвета отношения не имело. Красные цвета имели другие названия –червлеёный, багряный. Они символизировали жизнь и мученичество. Одним из любимых цветов древнерусской живописи был золотой. Золотом заполняли фоны икон и мозаик, окрашивали нимбы святых. Золотой цвет считался божественным. Это был даже не цвет, а свет, исходивший от Бога и заполнявший весь мир.
Икона пришла к нам из Византии в Х веке, и вскоре на Руси появились свои иконописцы. Имен большинства из них, к сожалению, мы не знаем, так как иконы не подписывались. Но остались великие творения их, которые безмолвно свидетельствуют о высочайшем художественном мастерстве авторов. Это Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев, чье творчество стало эталоном иконописного искусства на все времена.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу