Иконопись

Человека, впервые вошедшего в храм, более всего поражает обилие икон. Этим обилием отличается православная церковь от храмов других христианских конфессий. Почитание икон – это не просто благочестивая традиция или наследие культуры, это зримое выражение самой сути Православия.

Икона, хотя и относится кжанру изобразительного искусства, ближе к книге, чем к картине по своему назначению. На первый взгляд, всё в иконе не так, не похоже. Это потому, что иконописец не стремится точно отобразить окружающий мир. Его задача другая: рассказать не о том, что мы видим, а скорее о том, что мы не видим. Отсюда и принцип обратной перспективы, открывающий абсолютную бесконечность невидимого мира.

Поэтому линии внутри иконы, в отличие от обычной перспективы, расходятся, и пространство как бы расширяется и даже разворачивается перед зрителем. Икона – таинственный символ божества, а не его точное изображение. Она представляет верующему не только зрительное, но прежде всего духовное общение с божеством, воплощает молитву к нему. Слово икона – греческого происхождения, означает образ, лик. До сих пор иконы на Руси называют образaми.

На Руси более других почитали иконы Божьией Матери. Существуют три типа изображения Богоматери:

  • Умиление – изображается взаимное ласкание Богоматери и Младенца. Подчеркнуты естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность. Это образ Матери, глубоко скорбящей о предстоящих страданиях сына и молчаливо переживающей их неизбежность.
  • Одигитрия – образы Богоматери и Младенца обращены прямо к зрителю.
  • Оранта – Богоматерь молящаяся.

Удивительны тайны иконописного мастерства. Передавались они не по книгам, а из уст в уста, от учителя к ученику, от мастера к подмастерью. Так складывался иконописный канон. Прежде чем взяться за написание иконы, мастер должен был подготовить себя: он постился, молился, размышлял над смыслом образа. Недаром иконописание на Руси называли святым ремеслом.

В древнерусской иконе поражает цвет – яркий, чистый, звучный. Художники, выбирая цвет, руководствовались не только соображениями вкуса. Иконописный канон содержал определенную символику цвета. Белый цвет олицетворял нравственную чистоту. Черный – символизировал смерть, загробное царство, силы зла.

Зеленый – признак юности и цветения. Голубой – символ небесного, божественного, мира. В древности в русском языке слово красный к названию цвета отношения не имело. Красные цвета имели другие названия –червлеёный, багряный. Они символизировали жизнь и мученичество. Одним из любимых цветов древнерусской живописи был золотой. Золотом заполняли фоны икон и мозаик, окрашивали нимбы святых. Золотой цвет считался божественным. Это был даже не цвет, а свет, исходивший от Бога и заполнявший весь мир.

Икона не изображает божество. Она указывает на причастность человека к божественной жизни. Святых людей мало, но святость – это задание для всех. Икона – образ святости.

Икона пришла к нам из Византии в Х веке, и вскоре на Руси появились свои иконописцы. Имен большинства из них, к сожалению, мы не знаем, так как иконы не подписывались. Но остались великие творения их, которые безмолвно свидетельствуют о высочайшем художественном мастерстве авторов. Это Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев, чье творчество стало эталоном иконописного искусства на все времена.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)