Идея перехода развития в творческое саморазвитие личности

В.И. Андреевым был установлен закон фазового перехода развития в творческое саморазвитие личности.

Сущность этого перехода раскрывается им следующим образом: «Развитие личности, будучи детерминировано внешними и внутренними факторами и условиями, на определенном этапе жизнедеятельности в процессе позитивных количественных и качественных изменений в «самости» может и на определённой стадии переходит в фазу осознаваемой, целенаправленной, преимущественно внутренне детерминированной деятельности и трансформируется в творческое саморазвитие личности».

Педагогическим условием активизации и интенсификации перехода развития в творческое саморазвитие личности, по В.И. Андрееву, является такое образование, которое способствует тому, чтобы личность обучаемого сама все более осознанно и целенаправленно овладевала методологией и технологией самопознания, творческого самоопределения, самоуправления, самосовершенствования и творческой самореализации (личностно-деятельностные компоненты специальной компетенции).

Отсюда В.И. Андреев формулирует следующее положение гарантированного качества образования, также связанное с переходными педагогическими процессами: «Только такое образование можно считать образованием гарантированного качества, которое переходит в самообразование.

При этом обучение переходит в самообучение, воспитание в самовоспитание, а личность из состояния развития – в фазу творческого саморазвития».

Теория саморазвития строится на следующих положениях:

  • осознании самооценки каждой личности, её уникальности;
  • неисчерпаемости возможностей развития каждой личности, в том числе её творческого саморазвития;
  • приоритете внутренней свободы – свободы для творческого саморазвития по отношению к свободе внешней;
  • понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», системообразующими компонентами которой являются самопознание, самосовершенствование и творческая самореализация личности.

В.В. Сериков, теоретически обосновывая сущность личностно ориентированного образования, подчеркивает необходимость создания условий для реализации личностно-развивающих функций образовательного процесса.

Личностные функции – это те проявления человека, которые реализуют социальный заказ «быть личностью» и входят в личностный компонент профессиональной компетенции.

В качестве таковых он выделяет функции «мотивации (принятие и обоснование деятельности), опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения), коллизии (видение скрытых противоречий действительности), критики (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм), рефлексии (конструирование и удержание определенного образа «Я»), смыслотворчества (определение системы жизненных смыслов вплоть до самого важного – сути жизни), ориентации (построение личностной картины мира – индивидуального мировоззрения), обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира, творчески преобразующего (обеспечение творческого характера любой личностно значимой деятельности), самореализации (стремление к признанию своего образа «Я» окружающими), обеспечения уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями (предотвращение сведения жизнедеятельности к утилитарным целям)».

Для реализации указанных функций и создания будущими специалистами собственной «Я-концепции» необходимо в процессе учебной и внеучебной работы включать учащихся в разнообразные виды деятельности, одним из которых является выполнение учебных проектов.

В связи с этим каждому ученику важно выявить слабые и сильные стороны своей личности, на деле проявить свои творческие способности:

  • познавать и оценивать соответствующие качества собственной личности;
  • определять, что надо изменить в себе: какие преодолеть недостатки, какие закрепить достоинства, какими творческими и профессиональными качествами овладеть, т. е. построить программу творческого саморазвития собственной личности;
  • овладеть способами и средствами влиять на себя.

Деятельность педагога по формированию «Я-концепции» творческого саморазвития учащихся должна вестись в следующих направлениях:

  • углубление представлений учащихся об особенностях их характера, потребностях, мотивах, привычках, способностях;
  • помощь учащимся в осознании их профессиональных склонностей, интересов и способностей;
  • расширение сферы мыслительной деятельности учащихся в направлении их профессионального самоопределения;
  • побуждение учащихся заняться самовоспитанием, саморазвитием, самосовершенствованием;
  • изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью оказания помощи конкретному ученику по профилактике вредных привычек и негативных форм поведения;
  • ознакомление учащихся с методами и способами выявления у себя определенных качеств и т. д.

Будущий педагог, формируя «Я-концепцию» творческого саморазвития, должен помнить об её экстраполяции в «Я-концепцию» творческого саморазвития учеников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)