Идеологические функции

С тех пор как в начале XIX века в употребление был введен термин «идеология», вокруг самого термина и скрывающегося за ним явления идет непрерывная полемика, часто с переосмыслением его сути.

Тер- мин «идеология» (греч. idea — «мысль, понятие» + logos — «слово, учение») обозначает учение об идеях (взглядах), а также систему взглядов (идей). А потому сам термин «идеология», по сути дела, не несет ни положительных, ни негативных коннотаций.

Надо учесть, что со временем понятие «идея» постепенно частично переосмыслялось и стало в конце концов обозначать, с одной стороны, знание о каком-то предмете или явлении (по семантической структуре информации d + v), соединенное, с другой, со стремлением к действию (то есть включает п + р).

Ведь не случайно восклицание «есть идея!» говорит о том, что говорящий не только знает, но и хочет. И характеризуя кого-то «это идейный человек», подразумевают его настроенность на реализацию своих представлений о жизни.

Идеология — это система взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства (программы) социальной деятельности государственных образований, общественных объединений, различных социальных субъектов по поддержанию status quo или преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии.

Понятно, что в условиях существования множества социальных групп с их особым положением в обществе, особенностями их потребностей, интересов и стремлений, возникает множество идейных течений, формируются различные идеологии.

И между носителями различных идеологий возникает борьба за влияние на массы. При этом идеологии в целом или включенные в них те или иные идеи могут быть как верными, так и неверными (или же частично верными и частично неверными). Кроме того, в соответствии с интересами людей верные идеи могут считаться неверными и наоборот.

Возникает и борьба вокруг самого термина «идеология», относительно места идеологии в жизни, ее отношений с наукой и т.д. Надо помнить и то, что сначала термин «идеология» при его введении в оборот в начале XIX века использовался для характеристики не связанных с реальностью и часто ложных взглядов.

В наше время о термине и его содержании много спорят, порой отрицая и саму необходимость идеологии. По мнению некоторых людей, идеология вообще «не нужна» и необходимо заменить ее «здравым смыслом» и «объективной наукой».

Но «покончить» с идеологией все же не удается, более того, в наше время ощущается все более острая нужда в ясных идеологических ориентирах для общества в целом, а также отдельных групп и людей.

Вот почему так часто говорят: о деидеологизации (если очевидно, что та или иная идеология ложна в основе — фашистская, например, а также в том случае, когда идеологические подходы распространяются на сферу, где они объективно не должны применяться); о реидеологизации (когда деидеологизация заходит слишком далеко и для установления верного понимания явлений жизни требуется «вернуть» идеологический подход в другой, измененной и улучшенной форме); о переидеологизации (в случае отхода от одних идеологических позиций и перехода на другие).

Идеология может быть научной или ненаучной, религиозной или светской, реакционной или прогрессивной, строго разработанной или фрагментарной и т.д.

Но в любом случае ядром ее остается отношение к действительности с точки зрения тех или иных социальных групп (классовых, национальных, региональных и др.) и выражающих их интересы политических партий, союзов, фронтов, ассоциаций.

При этом в структуре идеологических представлений о мире свое место занимают все формы осознания действительности: и дескриптивные, и прескриптивные, и валюативные, и нормативные.

Чем выше степень адекватности этих представлений (т.е. чем точнее наше знание реалий современности, чем справедливее ее оценки и вернее предвидение будущего), тем более общечеловеческий характер носит эта идеологическая система, тем успешнее представляет нужды общественного прогресса, и наоборот.

Идеологические представления (политические, экономические, правовые, этические, эстетические, философские, религиозные или атеистические) играют роль «путеводителя» для их носителей по жизни, определяют подходы к пониманию и оценке окружающего.

А, следовательно, формируют и отношение к различным явлениям жизни, стремления и поведенческие реакции. В частности, от того, как понимается такая ценность, как «справедливость», зависит реакция человека на политические и экономические программы (и характер деятельности) тех или иных общественных сил.

Согласие с этими программами всегда вызывает сплочение в рядах общества, поддержку определенных общественных сил, а неприятие их — противодействие в сознании и поведении «несогласных».

Идеологические различия, за которыми стоят различия в интересах людей, порождают острые идейные споры, столкновение взглядов, а при невозможности решить разногласия мирным путем — политическую борьбу, приводящую в определенных условиях и к вооруженным конфликтам.

Столь важная роль идеологических представлений в массовом со- знании издавна заставляла вмешиваться в стихийный процесс их формирования.

И возникновение пражурналистских явлений, и самой журналистики в решающей мере определяется общественной потребностью в создании «информационного поля» для идеологической деятельности.

При этом по мере расширения участия масс в политической жизни возрастала роль и расширялась область деятельности журналистики в сфере идеологии.

Журналистика разных социальных ориентаций стремится идеологическими средствами создать и укрепить в своей аудитории определенный тип сознательности как единства сознания и самосознания.

Сознание как «внутренняя модель» внешнего мира представляет собой совокупность представлений об окружающем мире во всем богатстве его проявлений — от единичных фактов до глобальных законов, от суждений об отдельном человеке до понимания сущности человека и судеб человечества.

Самосознание — это прежде всего осознание себя, своего места в мире и системе отношений, понимание цели и смысла своей жизни, своих интересов, целей и путей их достижения.

Сознательность как осознание мира и своей роли в нем, своих нужд, интересов и целей, своего места в системе человеческих отношений выступает направляю- щей силой поведения, является определяющим фактором социальной активности.

Формирование сознательности, выработка идеологических представлений осуществляются как в ходе самоориентации людей, так и под влиянием деятельности различных идеологических институтов, ставящих своей целью социальную ориентацию больших групп людей.

Журналистика играет в этом процессе едва ли не самую важную роль, так как имеет возможность действовать постоянно, систематически, учитывая перемены в жизни, показывая все ее многообразие через совокупность множества различных по характеру произведений.

Именно журналистика способна отслеживать быстро меняющуюся обстановку и тем самым способствовать в случае необходимости переориентации массовой аудитории.

Социальная ориентация — это умение разбираться в окружающей обстановке, понимать и оценивать социальные явления, выявлять их значимость для себя и влияние на протекающие процессы и в соответствии с этим определять свое к ним отношение, вырабатывать позицию, цели, направления и характер деятельности.

Процесс ориентации имеет как бы две стороны — это ориентация человека в окружающем мире и ориентация его на достижение определенных целей в соответствии с его идеалами и оценками действительности.

Следовательно, ориентированность включает, во-первых, осознание того, что существует в реальной жизни. Поэтому журналистика, используя все каналы гласности, представляет аудитории широкую панораму действительности.

При этом ее задача заключается в том, чтобы дать целостное представление о жизни, а не разрозненные факты и отрывочные сведения об отдельных ее явлениях. Чрезвычайно важно при отборе фактов зафиксировать все существенное, характерное, не позволить мелочам и частностям заслонить значимое для выработки адекватной «картины» мира.

Во-вторых, ориентированность в исторической перспективе пред- полагает составление представления о ближайших и более далеких целях, вытекающих из системы ценностей и идеалов.

В этой связи всегда остается актуальным вопрос о том, чего следует и можно добиться в данной обстановке. Причем сам отбор и подача материала «о том, что есть» так или иначе будут происходить в связи с представлением о «желаемом будущем».

А так как представители различных социальных сил по-разному представляют это «желаемое будущее», неизбежно возникает различие во взглядах.

Если столкновение их протекает в форме конструктивного диалога, возможна консолидация представлений и усилий. В противном случае произойдет размежевание и борьба за победу одной из позиций.

В-третьих, в ходе ориентации при сопоставлении представлений о «желаемом будущем» с реалиями настоящей жизни возникают оценочные суждения «о том, что есть».

А поскольку оценки формируются при рассмотрении явлений реальной жизни на фоне «желаемого будущего», то в изданиях и программах разной идеологической направленности и характер оценок неизбежно оказывается различным.

В-четвертых, ориентация предполагает овладение представления- ми о совокупности норм — тех способах, методах, средствах, применение которых будет способствовать достижению ближайших и перспективных целей, приблизит «желаемое будущее».

Разумеется, и представления о нормах поведения ради достижения целей также будут различаться в зависимости от исходных позиций изданий и программ, характера выработанных ими оценочных суждений и признанных достойными средств достижения целей.

Таким образом, ориентирование осуществляется в том же русле, что и информирование, ведь информационный процесс и организуется ради достижения ориентированности, а это требует передачи дескриптивной, прескриптивной, валюативной и нормативной информации.

СМИ, проводя свою идейно-ориентирующую деятельность, могут привести либо к широкой, глубокой и истинной (верная ориентация); либо к слабой, неполной, противоречивой, нечеткой (неопределенная ориентация); либо к широкой, развернутой, но неверной (дезориентация).

Достигнутый уровень объективной ориентированности масс на основе подлинной информированности характеризует меру ответственности журналистики перед обществом и степень реализации творческих возможностей редакционных коллективов.

На пути к этому могут встретиться серьезные проблемы в выработке социальных позиций и способах их творческой реализации. Преодолению их способствует заинтересованность журналистов в объективной ориентации широкой массовой аудитории.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)