Групповая деятельность школьников на основе сотрудничества

Для мировой педагогики нового столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Образовательный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии.

Групповая форма деятельности на различных видах учебной деятельности привносит новизну в организацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.

Групповая деятельность это процесс организации познавательной коллективной работы учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.

Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности.

Функции учителя сводятся к следующему:

  • объяснение цели предстоящей работы;
  • комплектование групп;
  • комментарий к заданиям для групп;
  • контроль за ходом групповой работы;
  • попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
  • после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

В тоже время, групповая работа это совместная деятельность школьников на основе сотрудничества. Она выступает как важный фактор их развития в процессе овладения различными ценностями.

В педагогической науке известно, что такое сотрудничество способствует появлению двух типов важнейших новообразований:

  • освоение новой предметности (взаимный обмен способами действий),
    которая обеспечивает человеку успешность в индивидуальной деятельности (появляется «внутренний оппонент», контролирующий и оценивающий собственные действия;
  • овладение самой формой сотрудничества, что делает человека способным к установлению отношений с окружающими людьми и с самим собой.

Важнейшими условиями, которыми должен руководствоваться учитель в организации эффективной групповой работы школьников являются следующие:

  • создать ситуацию для возникновения у школьников общего положительного отношения к совместной деятельности в группе. Для младших школьников такой ситуацией будет игра; для подростков – обсуждение, обмен мнениями, демонстрация способностей и возможностей; для старшеклассников – обмен информацией, возможность оказать и получить содержательную помощь;
  • научить ребят работать в группе и лишь затем предлагать им в групповой форме решать задачи различного характера и содержания;
  • обеспечить активный обмен операциями (один рисует, другой – записывает); обмен ролями (один – учитель, другой – ученик); обмен функциями ( ученик выполняет функцию сознательного контроля, проверяя работу своего партнера); обмен позициями ( по имеющемуся продукту – работе своего партнера – выявляет замысел автора, его позицию, рассматривает соответствие этого замысла полученному результату); обмен информацией (этот обмен должен быть организован так, чтобы ребенок начал перерабатывать информацию в зависимости от знаний, возможностей партнера, перестраивать, дополнять ее);
  • организовать содержательное сотрудничество по выполнению задания, когда учащиеся владеют большим количеством сложнейших операций (умением проанализировать собственную деятельность, сравнить различные способы действия между собой, сравнить способы с общей задачей и с ожидаемым результатом, проверить и оценить собственные действия и действия товарищей);
  • вооружить детей средствами внутригруппового общения: научить работать по правилам, действовать в рамках заданной роли, коммуникативным навыкам (вербальным и невербальным); бесконфликтному общению; межличностному взаимодействию, куда входит деловое общение на равных с определением способов эффективного достижения результатов деятельности;
  • учесть, что групповая работа эффективна не для всех типов заданий. Наиболее применима и целесообразна она при организации технологий учебного исследования, проектирования, моделирования, проблемного обучения, развития умения мыслить творчески;
  • определить место учителя в совместной деятельности.

Реализация основных воспитательных задач в совместной деятельности существенно зависит от предпочтительного стиля общения, задаваемого учителем. Установлено, что при авторитарном стиле общения, где педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося, основным мотивом включения ребенка в различные виды образовательной деятельности являлся мотив страха. («Я боюсь, что учитель «будет кричать», «будет ругать» и др.)

Императивный стиль общения учителя хотя и оказывает положительное влияние на дисциплину класса, но развивает отрицательную рефлексию, т. е. не позволяет соотносить своё поведение с последующими результатами своего действия.

Попустительский стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Особенностью попустительского стиля общения, является отсутствие между доверия между учащимися и педагогом, явной обособленностью, отчужденностью учителя, емонстративным подчеркиванием им своего доминирующего положения.

Интересно
Демократический (стиль сотрудничества) – педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – мотивы хороших отношений с учителем, мотивы учебной деятельности, мотивы сотрудничества со всем классом.

Для диагностики эффективности деятельности учащегося в процессе внутригруппового взаимодействия можно применить стандартизированную карту – характеристику «Уровни сформированности мотивации совместной деятельности».

Групповая деятельность школьников на основе сотрудничества

Уровни сформированности совместной учебной деятельности (СУД). Как показывает опыт, эффективность совместной работы зависит от учета педагогом целого ряда факторов, оказывающих влияние на характер сотрудничества. К ним относят:

1. Формирование групп и микроколлективов. Существуют различные способы формирования групп, выбор того или иного способа будет зависеть от целей учителя в данный момент. От того, насколько правильно и удачно сформирована группа, будет зависеть успешность работы в целом.

Состав группы не остаётся постоянным, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

2.Организация внутригруппового взаимодействия.

Она осуществляется на основе:

  • выполнения правил работы в группе, которые даются участникам в готовом виде, либо вырабатываются группой;
  • учета принципов (условий) эффективной работы в группе;
  • ролевого распределения;
  • определение способа организации обсуждения задания и его решения. Это может быть «мозговой штурм», выполнение работы по частям мини – группами, парами или индивидуально.

3. Организация работы группы над заданием. Если группа достаточно зрелая, умеет действовать самостоятельно, функции организатора заключаются в оценке доклада группы об итогах работы. Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль над работой группы.

Организатор контролирует ход выполнения работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует взаимодействие, помогая достичь согласия в группе, в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

При подготовке учащихся к групповой работе необходимо решать следующие задачи:

  • учить детей работать в группе по правилам;
  • учить принимать и удерживать заданную роль в течение групповой работы;
  • отрабатывать выполнение этапов работы над заданием;
  • развивать рефлексивные умения учащихся;
  • знакомить с разнообразными способами взаимодействия между участниками группы;
  • обучать эффективным приёмам работы над заданием.

Способы формирования групп. Группа по желанию.

Основание для формирования – участники работы сами выбирают тех, с кем они бы хотели работать.

«Случайная» группа. Основание для формирования– участники вынуждены объединяться для выполнения какой- либо работы, хотя ни в каких других условиях вместе не взаимодействуют.

Задание на формирование – из тех, кто сидит рядом; по цветам выданных жетонов; предложить одному игроку отвернуться и, не глядя называть номер группы, в которую отправиться тот участник, на которого укажет организатор.

Группа, сформированная лидером. Основание для формирования – лидеры (назначенные организатором или выбранные участниками) выбирают наиболее работоспособных участников (иногда дружба и симпатии уходят на второй план).

Задание на формирование – организатор работы просит выйти тех, кого он назначает лидерами, а затем лидеры по очереди называют тех, с кем они желают работать в группе.

Если же выбор лидеров производится игроками, то организатор работы говорит: “Для игры нам понадобится разделиться на группы. Давайте выберем ( назвать нужное количество) лидеров, которые эти группы сформируют”.

Группа, сформированная организатором. Основание для формирования – формируется в соответствии с целями, которые организатор ставит себе в данный момент. Эта группа за счёт своего состава решает определённые задачи.

Задание на формирование – организатор называет имена участников, которые должны работать в той или иной группе.

Организация работы над заданием складывается из следующих этапов:

А). Подготовка к выполнению задания:

  • постановка познавательной задачи;
  • инструктаж о последовательности работы;
  • раздача необходимого дидактического материала по группам.

Б). Групповая работа:

  • знакомство с материалом, планирование работы в группе;
  • распределение заданий внутри группы;
  • индивидуальное выполнение задания;
  • обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
  • выбор и обсуждение общего решения;
  • подготовка к предъявлению результатов (оформление решения, подготовка выступающих).

В). Представление результатов работы:

  • сообщение о результатах работы в группах (в наглядно оформленном виде или устно);
  • обсуждение результатов работы (вопросы на понимание от других групп, выбор наиболее удачного решения);
  • обсуждение процесса работы, рефлексия.

Примерные вопросы для обсуждения работы над заданием:

  1. Что было хорошо, что получилось?
  2. С какими трудностями встретились участники группы и как пытались их решить?
  3. Была ли работа в группе эффективной и почему?
  4. Что делал каждый участник группы, как понимал свои цели и задачи при выполнении задания?
  5. Что нового каждый участник узнал об организации работы над заданием?
  6. Что необходимо учесть для повышения эффективности работы в будущем?

Способы организации группового взаимодействия. В зависимости от типа выполняемого задания и характера организуемой деятельности можно выделить несколько способов работы, позволяющих одновременно обеспечить взаимодействие учащихся в малых и крупных группах.

Малые группы получают одно и то же задание, выполняют его, представляют в устной или письменной форме (или заносят результаты в общую таблицу), соотносят с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность групповой работы.

Группы получают разные задания. Выполнив задание, группы представляют результаты работы на общее обсуждение. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании работы результаты сводятся вместе, происходит групповое взаимообучение.

Группы сменного состава позволяют одновременно реализовать 1-й и 3-й способы организации работы, при этом обеспечивают разделение заданий не только между группами, но и между каждым учащимся.

Работа групп по принципу «вертушки» дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания, перемещаясь по аудитории от одного стола к другому. На каждом столе представлено новое задание или часть общего задания. Работой за каждым столом может руководить «консультант».

Работа групп по принципу «эстафеты»: в пространстве аудитории перемещаются не группы, а задания. Каждой группе выдается задание, над которым она начинает работу. Через определенное время задание передается другой группе по кругу, а данная группа получает задание от другой.

Таким образом, каждая группа вносит свой вклад в решение каждой учебной задачи. В конце работы каждая группа обобщает результаты своей работы и представляет конечный результат на всеобщее обсуждение.

Вместе с тем, учителю надо знать о некоторых недостатках группового взаимодействия в образовательном процессе:

  • трудности комплектования групп – часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного ученика, т. е. будет несправедливой;
  • неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема «весового» наполнения оценки, ее дифференцированности;
  • в практических и лабораторных работах сложно оценить степень овладения учениками суммой практических навыков, на развитие которых нацелена работа;
  • учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.
  • трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.

И все же, групповая работа привносит новизну в организацию образовательного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.

Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)