Герменевтика и феноменология

Понимание — особый метод — становится прогнозом последующего развития, своеобразной научной рефлексией. Это и процесс, и результат познания. Процесс понимания может разворачиваться в различных формах или моментах познания, приводящих в итоге к определенному толкованию разных явлений.

Именно поэтому следует признать необходимость включения герменевтики и феноменологии как методов гуманитарного познания в этнопедагогике.

Герменевтика (от греч. hermeneutikos — разъясняющий) — искусство и теория истолкования, имеющая целью выявить смысл текста, исходя из его объективных и субъективных оснований. Феноменология (от греч. phainomenon — являющееся, факт, явление) — учение о феноменах.

У В. Дильтея («Описательная психология») герменевтика превращается в специфический метод наук о духе, отделивший мир природы от человеческого мира: «Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем». «Учение об истолковании» — связующее звено между философией и науками.

Философия предполагает анализ сознания, только он дает средство, отправляясь от непосредственных переживаний Я, достичь сути духовной и природной жизни. В. Дильтей утверждает, что человек не имеет истории, но сам есть история, которая раскрывает его.

Признавая особую познавательную ценность автобиографии человека, можно утверждать, что особое познавательное значение имеет биографический метод.

Автобиография — это размышление человека о своей жизни. «Но в том случае, когда размышление о собственной жизни переносится на понимание жизни другого человека, возникает биография как форма понимания чужой жизни. Все человеческое становится документом, который актуализирует в себе какую-то возможность нашего бытия».

Интересно
Все доступно пониманию через переживание и интерпретацию, все это требует понимания. Герменевтика стала источником обоснования «диалога как понимания», «педагогического описания как понимания», «понимания как метода познания» человека, его истории и среды жизнедеятельности.

Для гуманитарного познания чрезвычайно важна феноменология внутреннего мира человека, который безгранично богат и разнообразен. Утверждая это, мы исходим из того, что каждый человек имеет свое мировосприятие, мироощущение: образ мира и образ самого себя в этом мире.

Человеческие образы, представления и мысли пристрастны (А. Н. Леонтьев), они пронизаны эмоциями, чувствами, переживаниями. Внутренняя жизнь человека осознанна.

В сознательном волевом поведении человек осуществляет власть над собой, подчиняет одни мотивы другим, ставит должное выше желаемого. Но человек сталкивается и с такими действиями, о которых он не может дать себе ясного отчета. Внутренний мир человека включает в себя и бессознательные явления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)