Германия отличительные черты развития государственности

Если следовать принятому в нашей науке делению истории государства и права на Древний мир, Средние века и Новое время (выделение «Новейшая история» заменено на «XX век»); если считать, что Новое время рождается революциями в Англии и Франции, то и Германия в XIX в. принадлежит Новому времени. Однако, когда за основание деления берется содержательная сторона истории Германии, становится очевидным, что страна в XIX в. все еще в основном пребывала в состоянии феодальной государственности. Так же и применительно к государствам мусульманского мира или к ряду стран Африки выделение Новой истории не может определяться для них временем буржуазных революций в Европе.

Суть проблемы все же не во внешнем – установлении начала Нового времени, но в спорности идеи глобализма, единой мировой цивилизации, игнорирующей особенности, неравномерность развития народов. Историческая наука, однако, имея дело с конкретным фактическим материалом, не может обойти вниманием временные и качественные различия в развитии государства и права, а также неоднозначность их оценки и предъявляемых к ним требований.

Германия накануне наполеоновских войн представляла собой конгломерат более чем 300 фактически самостоятельных государственных образований. Наполеон, разрушив «Священную римскую империю германской нации», сократил их число до нескольких десятков. В 1814 г. 34 из них образовали Германский союз во главе с Австрией. Но позже лидирующее положение в Германии переходит к Пруссии.

Тогда в германских государствах преобладали феодальные порядки, абсолютизм и полицейские режимы. В Пруссии, однако, еще в начале века предусматривалась возможность освобождения крестьян и выкупа крестьянских повинностей.

Ограниченные изменения, как в социально-экономическом положении населения, так и в государственном управлении, не решали всего комплекса проблем перехода от феодального строя к буржуазному. Поэтому революция в соседней Франции нашла живой отклик и в Германии. В стране все более остро ощущалась необходимость буржуазных преобразований, преодоления феодальной раздробленности, объединения и образования единого государства. Апогеем развернувшегося революционного движения стало берлинское восстание 1848 г. Германская революция, однако, закончилась поражением. Созданное во Франкфурте-на-Майне Учредительное собрание для выработки Конституции объединенной Германии прекратило свое существование, не достигнув цели. Конституция была выработана, но она так и не вступила в действие.

Конституция 1850 г. Несмотря на поражение революции, она все же не прошла для Германии бесследно – в Пруссии принимается Конституция, в которой широко декларировались буржуазно-демократические права и свободы: равенство перед законом, личная свобода, свобода слова, собраний, союзов, неприкосновенность личной собственности, доступность для всех общественных должностей, уничтожение сословий, привилегий, преимуществ. Кроме того, Конституция объявляла о свободе «науки и преподавания», о бесплатном обучении в начальных школах, о праве создания частных школ лицами, могущими доказать «нравственную, научную и техническую способность».

Во главе государства по Конституции стоял король, личность которого считалась неприкосновенной, создавалось и законодательное собрание, состоящее из двух палат. Правительство было ответственно перед королем.

Король командовал армией, имел право объявлять войну и мир, заключать договоры. Он назначал министра-президента, возглавлявшего правительство. Законодательная власть вручалась королю и обеим палатам. Но король обладал и правом законодательной инициативы, и правом абсолютного вето, он мог досрочно распустить нижнюю палату (ландтаг) и имел право издания особых распоряжений, «когда этого требовало сохранение общественной безопасности» (если палаты не заседали).

Конституция Пруссии – пример того, как даже абсолютная монархия может существовать при декларировании буржуазно-демократических прав и свобод с частичными уступками либеральной буржуазии. Конечно, Конституция предоставляла королю широкие права. Но реально сложившееся в стране положение определялось тем, что либеральная часть Конституции была выхолощена и во многом не действовала. Осуществление прав и свобод сковывалось отсутствием текущего законодательства, регламентирующего их осуществление. Избрание нижней палаты было крайне недемократичным, а верхняя палата и вовсе назначалась королем. Палаты имели право ежегодно законом утверждать бюджет. Но исполнительная власть не очень-то считалась с этим правом палат, тратя огромные средства на содержание армии.

Немаловажную, а возможно, и решающую роль в укреплении монархии в Пруссии сыграла проводимая ею успешная внешняя политика. Пруссия возглавила движение за объединение Германии и добилась цели. Еще в 1834 г. Пруссии удалось заключить таможенный союз с рядом германских государств. Выдающаяся роль в объединении Германии принадлежала Отто Бисмарку. В 1862 г., становясь главою правительства, он заявил, что объединение Германии будет достигнуто «не речами и парламентскими постановлениями», но «железом и кровью». Рядом последовательно подготовленных им войн и военных побед над Данией, затем Австрией, наконец, во франко-прусской войне (1870 г.), сломив сопротивление Франции, Бисмарк добивается объединения Германии. Прусский король под именем Вильгельма I провозглашается императором Германской империи.

Конституция 1871 г. В правовом развитии Германии XIX в. Конституция 1871 г. занимает видное место – она закрепила объединение страны, установила федеративное устройство государства, содержала отдельные положения, ограничивавшие абсолютную власть монарха и действовала в течение относительно длительного времени, вплоть до германской революции 1918 г. и принятия Веймарской конституции.

В правовом положении главы государства по сравнению с Конституцией 1850 г. не произошло крупных изменений. Все же Германия сделала шаг от абсолютной монархии к парламентской. Прусский король, он же император Германской империи, по-прежнему признавался главой вооруженных сил, назначал главу правительства (канцлера) и имперских чиновников, а также делегатов в верхнюю палату от Пруссии; мог непосредственно осуществлять руководство министрами. Монарх мог созывать и распускать палаты парламента, имел право «разработки и публикации» имперских законов и надзора за их исполнением, однако правом объявления войны, заключения мира, заключения договоров он обладал лишь с согласия Союзного совета (бундесрата). В других случаях (кроме вопросов военного командования) почти самодержавная власть монарха сдерживалась правом канцлера на контрасигнатуру его актов. Конституция не говорила о праве вето императора на законопроекты парламента, но это могло быть обеспечено преобладанием Пруссии в бундесрате.

Видное место в системе государственных органов отводилось канцлеру, который признавался Конституцией единственным министром. Назначаемый монархом, он осуществлял исполнительную власть и был председателем Союзного совета. В течение длительного времени (1862–1890 гг.) возглавлял прусское, затем германское правительство Бисмарк, считавший, что «действительную ответственность в делах большой политики может нести… только один-единственный руководящий министр».

Законодательная власть вручалась рейхстагу, избиравшемуся на основе всеобщего мужского избирательного права, и бундесрату, формировавшемуся из представителей субъектов федерации. Гарантией против своеволия рейхстага был бундесрат, председателем которого стал прусский министр.

Принятие Конституции 1871 г. совпало с объединением Германии, что способствовало ее экономическому развитию, осуществлению в стране промышленного переворота и выдвижению Германии в число передовых экономически развитых стран. Развитие сельского хозяйства, однако, сдерживалось обязанностью крестьян выкупать обрабатываемые ими земли и феодальными повинностями, что определило более замедленный «прусский путь развития сельского хозяйства». Эволюционные изменения в рассматриваемое время привели к образованию общеимперской партийной системы, увеличению политического веса буржуазии. Монархия вынуждена была считаться с существованием рейхстага, избираемого населением страны. Вместе с тем в Германии нарастало влияние военных, которые позже втянули страну в Первую мировую войну.

Политическое объединение страны способствовало созданию ее правового единства. Разрабатывается и принимается, в частности, Германское гражданское уложение (ГГУ), которое во многом отразило требования следующего века и действует (с изменениями) в Германии до нашего времени.

Закрепление Конституцией монархической формы правления, так же как и частичные уступки буржуазному развитию, способствовали длительному сохранению в Германии полуфеодальных порядков и поздней победе буржуазной революции. Считается, что запаздывание буржуазной революции в Германии было связано с замедленным и более полным, резким выражением характерных черт феодализма в период средневековья.

Вместе с тем даже крупные преобразования в буржуазном духе (принятие ГГУ) не смогли предотвратить в начале следующего века взрыв всей старой системы и победу буржуазной революции, уничтожившей монархию и феодальный строй.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)