Функция логистического менеджмента контроллинг

Контроллинг – функция логистики, включающая в себя процессы обработки данных (сбор, подготовка,
переадресация производственной, финансовой и другой учетной информации), планирования, ориентированного на общую цель, а так же контроль достижения целей и принятие управленческих решений корректировочного или регулирующего характера.

Контроллинг – это не только функция логистики, но и философия или образ мышления руководителей, позволяющие ориентировать организацию и ее персонал на эффективное использование всех ресурсов и успешное развитие в долгосрочной перспективе.

Распространение идеи контроллинга на предприятии предполагает установление персонифицированной ответственности подразделений и менеджеров за результаты, ориентированные на достижение стоящих перед компанией целей.

Необходимо отметить, что идея контроллинга в полной мере отвечает концепции управления цепями поставок, поэтому при управлении цепями поставок обязательно используются инструменты контроллинга.

Причинами повышенного интереса предприятий разных отраслей к концепции контроллинга являются: стремление к повышению эффективности за счет поиска внутренних резервов, требования к прозрачности бизнеса в связи со стандартизацией системы менеджмента качества, процессное управление в целом.

Контроллинг нацелен на решение стратегических задач фокусной компании вцепи поставок, на достижение ее стратегических целей.

Так же контроллинг охватывает определение целей, планирование, различные инструменты поддержки управленческих решений, регулирование операционной деятельности в зависимости от результатов оценки показателей, отражающих как функционирование отдельного предприятия, так и всей цепи поставок.

Набор функций контроллинга на предприятии зависит от таких факторов, как:

  • размер предприятия и вид деятельности;
  • уровень диверсификации производства иноменклатура выпускаемой продукции;
  • состояние конкуренции на рынке;
  • квалификация персонала в области контроллинга;
  • менталитет сотрудников, принципы и методы управления;
  • финансово-экономическое состояние предприятия;
  • понимание руководством и собственниками важности и полезности реализации функции контроллинга.

Контроллинг принято подразделять на два вида: стратегический и оперативный.

Целями стратегического контроллинга являются оценка и последующая корректировка решений с учетом влияния факторов внешней среды, разработка альтернативных вариантов стратегии организации в зависимости от конъюнктуры рынка и других внешних факторов.

Оперативный контроллинг направлен на создание и поддержание запланированной эффективности бизнес-процессов и предусматривает контроль достижения текущих целей предприятия и отдельных его функционалов, принятие оперативных регулирующих решений.

Процесс контроллинга начинается с планирования, в ходе которого определяются показатели результативности логистики предприятия или цепи поставок в целом в течение какого-либо периода.

Информационная система, отражающая статистические данные о процессах, позволяет сопоставить фактическое и плановое значения показателей.

На основании результатов сравнения могут быть установлены причины отклонений, принимаются решения об устранении ошибок или разрабатываются другие корректирующие решения.

В целом результаты анализа плановых и фактических значений становятся исходными данными в новых процессах планирования, т.е. круг контроллинга замыкается.

Логистика торговых предприятий охватывает интегрированные процессы планирования, организации и контроля всего комплекса информационных, материальных и прочих потоков между отдельным торговым предприятием и его поставщиками, внутри каждого торгового предприятия и между ним и его потребителями (клиентами, покупателями).

Основными задачами логистики торговых предприятий являются:

  • проектирование и обеспечение эффективной реализации избранных схем товародвижения;
  • определение месторасположения торговых предприятий и обслуживающих их элементов логистической инфраструктуры;
  • выбор между содержанием собственной логистической службы (владеющей собственным складом, распределительным центром, автопарком) или логистическим аутсорсингом (использованием услуг логистических провайдеров);
  • изучение и прогнозирование покупательского спроса;
  • поиск и выбор наиболее выгодных с экономической точки зрения поставщиков товаров, заключение с ними договорных отношений;
  • оптимизация методов доставки товаров;
  • организация учета и контроля поступления товаров;
  • подготовка товаров к продаже;
  • оптимизация размещения товаров в магазинах (распределительных центрах, складах);
  • организация обслуживания покупателей (выдача товаров, доставка, возврат товаров и пр.).

Особенности логистики торговых предприятий определяют следующие факторы:

  • степень интегрированности торгового предприятия (является ли оно независимым предприятием или частью торговой сети, ассоциации, объединения);
  • принадлежность тому или иному торговому формату, который характеризуется параметрами: размер торговой площади, количество ассортиментных позиций, пропускная способность, форма торгового обслуживания покупателей, комплекс предоставляемых услуг, график работы, группа обслуживаемых потребителей и пр.;
  • численность контрагентов (поставщиков и потребителей);
  • развитие транспортной, складской и коммерческой инфраструктуры, информационно-коммуникационных систем, обеспечивающих возможность управления потоками ресурсов;
  • уровень развития логистического аутсорсинга;
  • целевой рынок и конкуренция на нем, требуемый уровень обслуживания потребителей;
  • влияние технологических, политических, правовых и прочих факторов внешней среды.

Таким образом, структурирование логистики торговых предприятий осуществляется под воздействием многочисленных факторов внешней и внутренней среды.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)