Функции правоохранительных органов

Известно, что многие государства, например, США, Англия, Франция, как и Россия, придерживаются принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Суть такого принципа состоит в независимости этих властей друг от друга, обеспеченной системой «противовесов» и процедур, которые повышают их ответственность, максимально сокращают возможность злоупотребления властью. Представляется, что правоохранительные органы и их деятельность следует оценивать с позиции существа названного принципа. При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции, которые они выполняют для достижения заданных результатов – защиты законных интересов граждан, их прав и свобод.

Эти результаты достигаются реализацией функций:

  • конституционного контроля (проверка конституционности законодательных и иных нормативных актов и устранение нарушений предписаний Конституции РФ);
  • отправления правосудия и судебного контроля (справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях и иных дел);
  • организационного обеспечения деятельности судов (мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия);
  • прокурорского надзора (выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования и поддержания государственного обвинения в суде);
  • выявления и расследования преступлений (раскрытие и расследование преступлений, а также изобличение лиц, виновных в их совершении, и подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде);
  • оперативно-розыскной деятельности (выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших);
  • исполнения судебных решений (исполнение приговоров и иных судебных решений);
    оказания квалифицированной юридической помощи (предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью и защита по уголовным делам, а равно оказание других юридических услуг);
  • предупреждения преступлений и иных правонарушений (специальная профилактическая деятельность в целях недопущения нарушений законов, а также совершения преступлений и иных правонарушений).

Среди правоохранительных органов нет такого, который был бы специально создан для реализации функции предупреждения преступлений и иных правонарушений. Данную функцию обязаны выполнять по существу все без исключения правоохранительные органы, включая и суды. Дело в том, что осуществление любой другой функции, так или иначе, в конечном счёте служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Безусловно, деятельность по предупреждению преступности носит общесоциальный характер.

Проводимая в стране радикальная реформа государственно-хозяйственного механизма, непосредственно влияющая на процесс стимулирования деловой активности граждан, их заинтересованности в результатах собственного труда, обеспечение социальной и правовой защищённости различных слоёв населения создают в обществе атмосферу негативного отношения к тем, кто совершает противоправные деяния.

Правоохранительные органы осуществляют преимущественно специальные меры по предупреждению преступности. Непосредственное содержание этих мер – целенаправленное воздействие на криминогенные факторы в целях их устранения, ослабления, нейтрализации. Каждый из правоохранительных органов профилактическую задачу решает своими средствами и методами. Профилактический эффект деятельности суда, например, реализуется в ходе выполнения его основной задачи – осуществления правосудия. Вынося справедливый приговор по уголовному делу, суд обеспечивает общую и специальную превенцию и вносит свой вклад в предупреждение рецидива.

Большой вклад в дело предупреждения правонарушений, в том числе и преступлений, вносят органы прокуратуры. Осуществляя надзор за исполнением законов всеми государственными органами, общественными и частными организациями и объединениями, прокуратура обязана принимать меры, направленные на устранение выявленных нарушений, вплоть до привлечения виновных к ответственности.

Предупреждение преступлений и других правонарушений относится к числу основных обязанностей полиции (ст. 12 ФЗ «О полиции»)1. Профилактическая деятельность – общая задача как для криминальной полиции, так и полиции общественной безопасности, для всех служб и подразделений, осуществляющих борьбу с общеуголовной, экономической преступностью, организованными формами преступной деятельности, преступностью среди несовершеннолетних и т.д.

Специальная профилактическая деятельность государственных правоохранительных органов дополняется системой специализированных организаций и формирований общественности, в которую входят добровольные народные дружины, комиссии по делам несовершеннолетних и др. Роль такого рода общественных объединений в последние годы значительно снизилась, что в определённой мере отрицательно сказалось на состоянии преступности. В настоящее время ставится задача воссоздания общественных объединений, которые участвовали бы в защите прав и интересов граждан, в том числе и в сфере профилактики правонарушений и преступлений. Как представляется, этому способствует принятый 19 мая 1995 г. ФЗ «Об общественных объединениях».

Профилактическая направленность правоохранительной деятельности тесно связана с её воспитательной функцией. В данной области правоохранительные органы обязаны воспитывать граждан в духе неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству других граждан.

В совокупности эти функции характеризуют разделение компетенции правоохранительных органов и в определённой степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа. В следующих лекциях будет дана подробная характеристика всех правоохранительных органов.

От функций, как предлагают ряд авторов (С. В. Бородин и др.), необходимо отличать основные направления деятельности правоохранительных органов. Не все теоретики и практики-правоведы соглашаются с высказанной в учебной литературе позицией, которая ставит знак равенства между функциями и основными направлениями правоохранительной деятельности. Эти категории находятся в разных плоскостях и взаимно дополняют общую характеристику организации и деятельности правоохранительных органов.

Если функции связаны с задачами, которые решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, то основные направления определяют цели деятельности правоохранительных органов, которые вытекают из правовой политики государства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)