Функции полиэтнической образовательной среды

У человека, проживающего в изоляции от культуры своего этноса, гораздо меньше возможностей слушания богатой в словарном отношении, стилистически развитой и зрелой по содержанию «другой» речи.

Его собственные попытки словесного выражения значительно меньше вознаграждаются вниманием, от него требуют тонкого различения понятий, что может привести к отчуждению от своего языка.

В сообществе близких по культурному происхождению этнических групп проявляется особый динамический стереотип. Он формируется у человека в активном взаимодействии с окружением, рождающем стремление к столкновению с препятствием и позволяющем оценивать свои сущностные силы.

Именно поэтому в полиэтнической образовательной среде должны реализовываться специфические функции.  В качестве специфических выделены следующие функции полиэтнической образовательной среды:

  • предупреждение культурной депривации со стороны какого-либо одного этноса как преодоление отчуждения от родного языка и отчуждения в межэтнических отношениях;
  • этнокультурное самосохранение этнических групп как взаимодействие на основе сотрудничества, взаимообогащения, поддержки, обеспечивающих предупреждение ассимиляции отдельных групп малочисленных народов;
  • поддержание динамического стереотипа, обусловливающего установление сбалансированного отношения между человеком и средой, основанном на ощущении защищенности.

По И. П. Павлову, только в столкновении с препятствием человек получает информацию о границах своих возможностей, обретает способность ориентироваться в собственных возможностях овладеть ситуацией.

В случаях нарушения динамического стереотипа возникает состояние напряженности как стремление к относительному покою, стабильности.

Тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, прекращении привычных занятий, ломке верований имеют свое физиологическое выражение в нарушении старого динамического стереотипа и трудности установки нового.

И. П. Павлов считал, что при сильной напряженности и длительности таких случаев может наступить болезненная меланхолия. При длительном состоянии тоскливого настроения или глубокой меланхолии человека делает настойчивые попытки к самоубийству, что можно рассматривать как стремление разрешить критическую для себя ситуацию.

Согласно И. П. Павлову, различные формы душевных расстройств, с одной стороны, — патология, так как лишают человека возможности нормальной деятельности, с другой — по существу самого механизма — еще физиология, физиологическая предохранительная мера.

Именно поэтому особая роль полиэтнической образовательной среды заключается в поддержании динамического стереотипа, способствующего установлению сбалансированного отношения между человеком и средой.

Это важно, так как на психологическом уровне человек зачастую понимает и осознает вредные воздействия отдельных внешних факторов, а на физиологическом не может справиться с ними, и без поддержки динамического стереотипа разрушается его личность.

Интересно
Динамический стереотип указывает на зависимость внутренней жизни человека от реальных взаимоотношений, которые складываются у него в конкретных условиях жизнедеятельности.

Необходимым условием всякого осмысленного, разумного выбора в разрешении образовательных задач и проблем жизнедеятельности становится учет объективных свойств среды (в данное время и в данном месте), в которой человек обретает уверенность, испытывает ощущение защищенности.

Таким образом, реализация специфических функций полиэтнической образовательной среды — предупреждение культурной депривации, этнокультурное самосохранение групп, поддерживание динамического стереотипа — ориентируют человека на содействие в сфере образования.

Господство в любом проявлении — подавление, соперничество, вражда, подчинение, недоверие — в полиэтнической образовательной среде уступают место сотрудничеству, открытости, доверию, совместности в деятельности, которые, в сущности, характеризуют разноплановое согласованное взаимодействие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)