Франция

До поражения во Второй мировой войне во Франции в рамках конституционных законов 1875 г. либерально-демократическая тенденция конституционного развития постепенно укреплялась. Но в отличие, например, от Англии, во Франции в условиях острой конфронтации правых и левых сил, партий и групп при частой смене правительств («министерская чехарда») и резких изменениях государственной политики эта тенденция сопровождалась значительными ограничениями роли парламента, более заметным возвышением исполнительной власти, а также глубокой трансформацией конституционных принципов.

Так, во Франции к правительству перешло право издания нормативных актов. Правительственные декреты стали не только дополнять, уточнять, но и отменять законодательные акты, издаваемые парламентом. Кроме того, парламент чуть ли не ежегодно наделял правительство чрезвычайными полномочиями. В 1934 г. была предпринята попытка фашистского путча, а после его провала в 1936 г. к власти приходят левые силы – правительство Народного фронта, осуществившего радикальное для своего времени установление 40-часовой рабочей недели. Однако и мероприятия Народного фронта вскоре были ограничены. В сентябре 1939 г., не испрашивая согласия парламента, как того требовала Конституция, правительство объявило войну Германии.

Поражение Франции в военной кампании 1940 г. привело к оккупации сначала части, затем всей территории страны и образованию марионеточного правительства маршала Петэна.

Национальное собрание прекратило действие Конституции 1875 г., а установленный новый конституционный строй предусматривал передачу решающих полномочий власти главе правительства – Петэну, проводившему государственно-правовую политику с отчетливо выраженной фашистско-социалистической направленностью и демагогически провозглашаемой гарантированностью «Труда, Семьи и Родины».

После окончания Второй мировой войны при подъеме демократического движения в мире в государственно-правовой истории Франции выделяется принятие Конституции 1946 г., которая отразила общие черты либерально-демократического и социального развития ведущих капиталистических стран.

В Конституции Франции провозглашались демократические и социально-экономические права граждан, в частности, равноправие мужчин и женщин; право на труд, отдых, материальное обеспечение в случае нетрудоспособности; право рабочих на забастовки, на объединение в профсоюзы, участие в управлении предприятиями; право на бесплатное образование. Конституция значительно расширяла пределы вмешательства государства в экономическую и социальную сферы жизни общества. Устанавливался конституционный принцип «социального государства», предусматривавший сочетание прав собственника с «общим благом».

  • Демократические и социальные лозунги, зафиксированные в Конституции Франции, продолжили или предвосхитили тенденцию, выявившуюся еще в Конституции Германии 1918 г., и получили яркое проявление в конституциях Италии 1947 г., ФРГ 1949 г. (свобода личности и ее неприкосновенность, свобода собраний, союзов, право на труд, свобода профсоюзов, стачек и т. д.; или: равенство всех перед законом, охрана и улучшение условий труда, свобода передвижений, выбора профессии, право подачи петиции в органы государственной власти и др.). Тот же комплекс прав и свобод в некоторой модификации мы наблюдаем и в Конституции Японии 1947 г. Здесь, однако, обращает на себя внимание принятая по настоянию оккупационных властей ст. 9, предусматривающая отказ Японии «от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров».

Главой государства Конституцией Франции 1946 г. признавался президент республики, однако он был лишен важнейших прерогатив, его акты требовали контрасигнации председателя правительства и одного из министров. Конституция отразила усиление роли парламента, а в нем Национального собрания (нижней палаты), избираемого на основе всеобщего избирательного права и провозглашаемого единственным законодательным органом (чем, кстати, отрицалась практика делегированного законодательства). Верхняя палата парламента (Совет республики) обладала в основном консультативными функциями.

Исполнительная власть вручалась правительству (Совету министров), назначаемому президентом только после согласия на это (вотума доверия) Национального собрания. Правительство наделялось широкими полномочиями по непосредственному управлению страной, но его деятельность была поставлена под контроль нижней палаты. Установление ответственности правительства перед парламентом определяло парламентскую форму правления, отличаемую от президентской формы правления (в США), при которой министры назначаются и ответственны перед президентом.

  • Как и во Франции, послевоенными конституциями Италии, ФРГ (1947 г., 1949 г.) учреждалась должность президента как главы государства. Однако в Германии президент отстранен от решающего участия в высшем государственном руководстве, он также лишен права командовать вооруженными силами. В Италии президент по Конституции, наоборот, наделялся и правом командования вооруженными силами, и правом назначения на высшие должности, но и его акты нуждались в контрасигнации главы правительства. Конституция Японии «символом государства и единства народа» провозглашала императора, которому, однако, отказывалось в праве осуществлять государственную власть.
  • Высшими законодательными органами по конституциям Италии, ФРГ признавались парламенты этих стран. Устанавливалась ответственность правительства перед парламентом, что и определяло (как во Франции) парламентскую форму республики в этих странах. В Германии, однако, канцлер (лидер большинства в нижней палате – бундестаге) без одобрения бундестага формирует правительство, увольняет министров. Такое положение канцлера сближает парламентскую республику в Германии с президентской республикой в США.
  • Также и в Японии (1947 г.) парламент признается высшим законодательным органом, более того, он провозглашается и «высшим органом государственной власти», перед ним ответственно правительство. Но в Японии есть и император, поэтому Япония считается монархией («замаскированной республикой», как в Англии).
  • Исполнительная власть конституциями названных стран вручалась правительствам, полномочия которых со временем расширялись согласно общей тенденции возрастания роли исполнительной власти в политической жизни ведущих капиталистических государств.

Весьма примечательно, что наиболее заметные проявления либерально-демократической тенденции в полном объеме не смогли сохраниться во Франции на длительное время. Во изменение Конституции 1946 г., в 1954 г. премьер-министр был наделен дополнительными полномочиями и упрощался порядок получения правительством вотума доверия. Но на этом конституционные преобразования не остановились. В кризисной ситуации вслед за военным мятежом в Алжире принимается новая Конституция (1958 г.), которая, резко увеличив правомочия президента, придала его власти авторитарный характер. Как бы противовесом этому в Конституцию была включена Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Президент, по Конституции 1958 г., признавался главой государства. Он назначал правительство; обладал полномочиями главы вооруженных сил; назначал на высшие гражданские и военные должности; обладал широкими полномочиями в области законодательства, в частности правом издания ордонансов, имеющих силу закона. Президент также обладал правом роспуска нижней палаты, мог вводить в стране чрезвычайное положение.

Вместе с тем и правительство, которому вручалась исполнительная власть, обладало правом издания ордонансов, приравниваемых к законам. Конституция предусматривала право Национального собрания делегировать свои полномочия правительству (делегированное законодательство). Положение парламента (Национальное собрание и Сенат) было приниженным. Право Национального собрания требовать отставки правительства было осложнено. В 1962 г. власть президента в практической политике Франции еще более увеличивалась после принятия закона, предусматривавшего его избрание не коллегией выборщиков, а всеобщим голосованием.

Авторитарный режим, установленный Конституцией 1958 г., преодолел особые трудности, возникшие в связи с мятежом в Алжире; были решены острые проблемы, вставшие перед страной. Тогда проявления авторитаризма были устранены. Например, назначение главы правительства и министров стало осуществляться с согласия парламентского большинства. Во Франции наступила стабилизация конституционного строя на базе парламентской системы при сохранении за президентом весьма обширных полномочий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)