Формы обучения

Понятие формы имеет разнообразные области применения, в которых приобретает и различный смысл. По отношению к вещи форма может означать внешнее очертание, к художественному произведению – совокупность применяемых художественных приемов и средств, к материалу, например, шаблон, к содержанию – способ его существования.

В ситуации применения понятия формы по отношению к процессу, в том числе к обучению, форма предстает как «устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо (например, форма правления)».

Нередко путают формы и методы обучения. Когда мы говорим слово «метод», мы указываем на путь, способ, на изменения, происходящие во времени. Говоря о методе фиксируется динамическая составляющая процесса.

Форма позволяет зафиксировать относительно устойчивую составляющую процесса, его структуру, сохраняющуюся на определенном промежутке времени.

Именно поэтому, лекция как форма обучения в любой момент её проведения – лекция. Она и в начале занятия – лекция, и в середине – лекция, и в конце! А говоря о методе обучения, использованном на лекции мы можем зафиксировать разные этапы: в начале – постановка проблемы, далее – её решение, в конце – подведение итогов и ответы на вопросы.

Более того, в рамках одной и той же формы могут использоваться различные методы, например, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный или метод проблемного изложения.

Интересно
В настоящее время используются самые разнообразные формы обучения: очная и заочная, индивидуальная и групповая, лекционная, семинарская и многие другие. Среди основных форм обучения педагогическая наука выделяет индивидуальную, групповую и фронтальную формы. 

При групповой форме преподаватель управляет учебной деятельностью обучающихся, распределенных по группам, а каждая группа имеет свою собственную задачу.

В рамках индивидуальной формы обучения педагог управляет учебной деятельностью обучающихся, при этом учащиеся не взаимодействуют между собой.

Предметом педагогической деятельности выступает учебная деятельность обучающегося. А педагог, который не представляет, что делает учащийся, теряет предмет собственной деятельности и она, рано или поздно, перестает быть педагогической. Представление об управленческом характере педагогической деятельности позволяет систематизировать различные формы процесса обучения.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)