Формы и методы координационной деятельности
Координационная деятельность правоохранительных органов осуществляется в различных формах, выбор которых определяется ее участниками, исходя из задач и полномочий каждого из них. Важно оперативно отреагировать на изменения в обстановке, использовать механизм координации для нахождения путей правильного реагирования, выработки единых взглядов и подходов к оценке криминальной обстановки в регионе, городе, районе.
Основные формы координации определены в Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
К ним относятся:
- совместная разработка предложений к проектам региональных программ борьбы с преступностью как в целом, так и с отдельными видами преступлений;
- проведение координационных совещаний;
- оперативный обмен текущей информацией по вопросам борьбы с преступностью;
- создание следственно-оперативных групп для расследования тяжких и особо тяжких преступлений;
- проведение совместных целевых мероприятий по выявлению и пресечению преступлений, а также по устранению причин и условий, способствующих их совершению;
- взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций, привлечение представителей правоохранительных органов к участию в учебе кадров по планам соответствующих органов;
- оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности правоохранительных структур в процессе деятельности по борьбе с преступностью;
- издание совместных приказов, указаний;
- разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.
Названный перечень основных форм координации не является исчерпывающим.
На практике широко используются:
- проведение межведомственных совещаний правоохранительных органов по итогам работы за определенный период либо по конкретным вопросам правоохранительной деятельности;
- заслушивание информации о ходе расследования и оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам;
- совместные проверки на предприятиях, в учреждениях, организациях, где складывается наиболее неблагополучная криминогенная ситуация;
- организация совместных дежурств следователей прокуратуры и оперативных работников органов внутренних дел;
- совместное проведение пресс-конференций, «круглых столов» с обсуждением проблем борьбы с преступностью в городе (районе), в регионе;
- взаимодействие со средствами массовой информации в иных формах для освещения актуальных вопросов противодействия преступности и т.п.
Повседневной формой координации является оперативный обмен текущей информацией, положительным опытом, подготовка аналитических обзоров, информационных писем, приказов, указаний, инструкций и распоряжений руководителей федеральных правоохранительных органов, а также субъектов Федерации.
Координационные совещания правоохранительных органов созываются, как правило, два раза в год по следующим вопросам:
- оценка состояния преступности; итоги выполненной работы по ее пресечению, предупреждению;
- распространение положительного опыта;
- разбор недостатков в деятельности конкретных органов – участников борьбы с преступностью.
Прокуроры выступают на совещаниях с докладами об итогах работы за соответствующий период, заслушиваются руководители других правоохранительных органов. Формируются, уточняются текущие и перспективные задачи, вырабатываются и согласовываются конкретные меры.
В зависимости от повестки заседания и предварительной оценки ситуации на совещания приглашаются представители контролирующих органов, работа которых имеет отношение к обсуждаемым вопросам. В итоговых межведомственных совещаниях участвуют представители всех правоохранительных органов города (района), судов, органов юстиции, а также представители специализированных прокуратур.
С учетом оперативной обстановки, структуры преступности, состояния раскрываемости преступлений руководители правоохранительных органов совместными распоряжениями создают следственно-оперативные группы для выработки наиболее эффективных путей раскрытия и расследования, установления обстоятельств, способствующих совершению особо опасных или наиболее распространенных в регионе преступлений.
Распространена такая форма координации деятельности правоохранительных органов, как взаимное участие в оперативных совещаниях прокуратуры и соответствующих органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, а также специализированных прокуратур.
Взаимодействие с судами и органами юстиции в рамках координации осуществляется преимущественно путем:
- взаимного информирования о состоянии преступности и судимости;
- использования данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер по усилению борьбы с преступностью, улучшению качества предварительного следствия;
- подготовки совместных предложений по разработке законопроектов по вопросам борьбы с преступностью;
- проведения совместных семинаров и конференций, участия соответствующих специалистов в работе по повышению квалификации работников правоохранительных органов;
- обсуждения предложений о необходимости подготовки указаний, совместных информационных писем, справок, обзоров вышестоящими правоохранительными органами.
В процессе координации осуществляется взаимодействие правоохранительных органов с органами исполнительной власти.
Такое взаимодействие, прежде всего, связано с разработкой и выполнением комплексных региональных программ борьбы с преступностью, которые включают следующие разделы:
- Общая социально-демографическая характеристика города, района.
- Криминологическая характеристика города, района.
- Субъекты деятельности по борьбе с преступностью.
- Основные направления деятельности и общие меры по борьбе с преступностью.
- Меры по борьбе с преступлениями против личности.
- Меры по борьбе с преступными посягательствами на собственность.
- Меры по борьбе с преступлениями в сфере экономики города, района.
- Общественная безопасность и профилактика правонарушений.
- Предотвращение детской безнадзорности и преступности.
- Материально-финансовое и кадровое обеспечение программы.
- Мероприятия программы, предусматривающие участие прокуратуры, включаются в нее по согласованию с прокуратурой или по ее инициативе.
Как правило, проект комплексной региональной программы борьбы с преступностью, а также ход и результаты ее выполнения обсуждаются на координационных совещаниях правоохранительных органов соответствующего региона. Принятая программа подписывается главой местной администрации, иногда утверждается представительным (законодательным) органом власти региона. Специализированные прокуратуры также вносят свои предложения в эти программы и принимают участие в их реализации.
Прокурор участвует в этих программах согласованно с органами исполнительной власти, целенаправленно используя взаимные возможности. Однако исполнение мероприятий, намеченных программой по борьбе с преступностью, не исключает осуществления прокуратурой и другими правоохранительными органами координационных мероприятий, выработанных самостоятельно, исходя из оперативной обстановки.
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью может осуществляться как «по вертикали», так и «по горизонтали», рекомендации вышестоящих координирующих органов обязательны для исполнения нижестоящими.
Приказ Генерального прокурора РФ «Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением» от 21 октября 1996г. № 57 (п.5) обязывает прокуроров городов с районным делением обеспечивать согласованность действий прокуратуры города и районных прокуратур по выявлению, пресечению, устранению нарушений закона, эффективному использованию предоставленных полномочий.
При планировании и организации координационной деятельности прокуратур городского (районного) звена учитываются план работы и решения координационного совещания вышестоящего звена правоохранительных органов.
Специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам городов и районов, координируют на своем уровне деятельность соответствующих специализированных отделов и отделений внутренних дел на транспорте, в закрытых и обособленных военных городках, отделов и отделений ФСБ, отделов налоговой полиции, местных таможен и таможенных постов.
Постоянно возникает необходимость в координации деятельности территориальных, военных и иных специализированных прокуратур: транспортных, природоохранных, на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях, по надзору за соблюдением законов в учреждениях, исполняющих уголовное наказание (УИН).
Организационные стороны их взаимодействия в процессе борьбы с преступностью нормативно в общем плане урегулированы приказом Генерального прокурора РФ № 34.
При выполнении конкретных задач, для решения которых созданы специализированные правоохранительные структуры, специализированные прокуроры могут выступить организаторами координации деятельности этих правоохранительных органов, с привлечением к этой работе руководителей исполнительной и представительной (законодательной власти и других заинтересованных ведомств по следующим предметам:
- Природоохранные прокуратуры – по проблемам обеспечения экологической безопасности; выработке мер по предупреждению экологических и техногенных катастроф в регионах; по выполнению федеральных целевых программ (например, «Возрождение Волги»).
- Военные прокуроры – о мерах по предупреждению незаконного отчуждения и разворовывания федеральной собственности в воинских частях и учреждениях; по борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, по пресечению незаконного оборота алкогольной продукции, наркотических средств и психотропных веществ в воинских частях.
- Транспортные прокуроры – о мерах по предотвращению терроризма; по предупреждению и пресечению преступлений, связанных с хищениями материальных средств при перевозках на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
- Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах – по проблемам соблюдения законности при обеспечении ядерной безопасности, предупреждению техногенных аварий и катастроф, по пресечению незаконных акционирования и приватизации оборонно-промышленного комплекса.
- Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы; по борьбе с распространением наркотиков в местах лишения свободы; о соблюдении конституционных прав и свобод граждан, содержащихся в следственных изоляторах.
В соответствии с приказами Генерального прокурора РФ «О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур» от 9 апреля 1996 г. № 24 и «Об организации надзора за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе» от 26 июля 2001 г. № 47 с изменениями от 23 мая 1997 г., от 4 августа 1997 г., от 8 декабря 1998 г. всем территориальным прокурорам, военным и иным специализированным прокурорам необходимо обеспечивать постоянное взаимодействие по актуальным проблемам организации надзора, вопросам борьбы с преступностью. Наиболее эффективно совместное участие в координационных и межведомственных совещаниях.
- Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе
- Организационно-управленческие факторы повышения эффективности деятельности органов прокуратуры
- Престиж органов прокуратуры и его влияние на социально-психологическое самочувствие сотрудников
- Психологическое самочувствие сотрудников прокуратуры
- Особенности координации в федеральных округах
- Контроль выполнения координационных мероприятий
- Планирование координационной деятельности
- Информационное обеспечение
- Протокол и постановление координационного совещания
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу