Формирования общества массового потребления

Резкое расслоение россиян по социальному положению, доходам и месту жительства вызвало такие же контрасты в их повседневной жизни. Огромная часть населения «выживала», с трудом сводя концы с концами, а меньшинство осваивало новые стандарты благополучной жизни и транслировало их по стране.

В России началось формирование общества потребления. Этот феномен далеко выходит за рамки процедуры купли-продажи.Он является жизнеопределяющим в либеральных системах. 

Потребление выступает в них целью, а его размеры, характер и качество – главным мерилом успеха граждан. Появление такого общества в России стало продуктом реформ. Благодаря либерализации цен и торговли быстро формировался рынок путем приватизации государственных магазинов и открытия частных торговых точек.

Огромную роль в наполнении рынка товаром сыграли «челноки». Они ввезли «в клетчатых сумках» 39% всего импорта в 1993 г. и 43,9% – в 1994 г., в том числе 70% одежды, 50% изделий из кожи, 30% аудио- и видеотехники.

Одевая страну, они «заодно» формировали у людей новые вкусы. Быстро был ликвидирован дефицит товаров благодаря насыщению ими рынка и падению потребительского спроса из-за роста цен. Теперь без проблем можно было одеться, купить косметику и парфюмерию.

В продаже появилась импортная бытовая техника, в том числе редкие в России посудомоечные машины, микроволновые печи.

Люди могли свободно купить автомашину, причем иномарку, о чем раньше и не мечтали. Не стало дефицита продовольствия. Магазины и рынки наполнились продуктами, в основном импортными. Качество некоторых оставляло желать лучшего, но они были дешевле отечественных, и их «брал» народ.

Интересно
Покупателей не волновало, что отечественное производство падает, не выдержав конкуренции. Понятие «достать» исчезло, как и очереди – унизительный атрибут советской жизни. Все продавалось свободно, но очень дорого.

Прежний дефицит товаров сменился острым дефицитом денег. Качественно различалось потребление между разными регионами, городской и сельской местностью, большими и малыми городами.

Москва, и прежде казавшаяся «островом благополучия», укрепила эту репутацию. В нее «текли» деньги со всей страны (70–80% российского капитала) и концентрировались лучшие потребительские блага.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)