Формирование знаний, двигательных умений и навыков

В процессе жизнедеятельности человек овладевает различными двигательными действиями (бытовыми, прикладными и др.). Этот процесс может носить различный характер.

Для управления своим физическим развитием занимающихся обучают различным двигательным действиям в процессе физического воспитания, в целях развития способности управлять своими движениями, познания закономерностей движений своего тела, правильного выполнения движений (техники). 

Рационально организованный процесс обучения способствует оптимизации процесса овладения двигательным действием и представляет собой последовательный переход от формирования знаний и представлений о предстоящем двигательном действии к двигательному умению, навыку и двигательному умению высшего порядка (рис. 10).

Формирование знаний, двигательных умений и навыков

Степень освоения рациональными двигательными действиями (техникой физического упражнения) зависит от приобретения знаний о сущности, правилах и условиях их выполнения, многократного осознанного выполнения двигательного действия (тренировки). Вначале возникает двигательное умение, затем в процессе  совершенствования формируется двигательный навык.

Двигательные умения высшего порядка формируются на основе приобретенных знаний и навыков и выражаются в самостоятельном творческом решении новых двигательных задач.

Интересно
Двигательное умение – это такой уровень овладения двигательным действием, при котором проявляется активная роль мышления. Сознание направлено на контроль выполнения каждого движения. Характеризуется медленностью, нестабильностью выполнения, отсутствием слитности и непрочностью запоминания движения. 

Двигательный навык – это такая степень владения действием, при которой управление целостными движениями происходит автоматически, т. е. не требуется специально направленного на них внимания. Действие выполняется осознанно в различной обстановке. В отличие от умения характеризуется слитностью, быстротой, стабильностью и точностью выполнения.

Навык, если он сформирован и закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах в его применении. Процесс совершенствования сформированного двигательного навыка бесконечен. Его основная задача – научить ученика свободно владеть навыками в любых условиях.

Двигательное умение высшего порядка – это такой уровень овладения двигательным действием, при котором проявляется способность к самостоятельному решению новых двигательных задач.

Управление движениями происходит автоматически и обеспечивает оптимальную стабильность при вариативности действия. Формируется на основе приобретенных знаний и двигательного навыка, связано с решением новых двигательных задач. Характеризуется более высокой степенью овладения двигательным действием, возникающей в результате активного мышления и многократного повторения двигательного действия. Двигательное умение высшего порядка является целью обучения двигательному действию.

Формирование двигательного навыка осуществляется согласно следующим закономерностям:

  • изменение скорости в развитии навыка;
  • отсутствие предела в развитии навыка;
  • угасание;
  • перенос навыка.

Закономерность изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его формирования.

Неравномерность выражается в сравнительно быстром приросте овладения действием в начале обучения, замедлением или задержкой (остановкой) при дальнейшем освоении навыка. Это вызвано внутренними и внешними причинами. Внутренняя причина связана с приспособительными изменениями в организме (морфологическими и функциональными), которые с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка. Внешняя причина связана с неправильным подбором средств и методики обучения.

Закономерность угасания навыка проявляется, когда действие длительное время не повторяется

Утрата навыка происходит постепенно. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется, и после возобновления выполнения действия навык восстанавливается.

Закономерность отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия бесконечно. Это связано с изменением условий выполнения движения, как внешних, так и внутренних, и, следовательно, с возникновением системы повторного выполнения действия (тренировки) для доведения действия до навыка с учетом новых факторов.

Закономерность переноса двигательного навыка. Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на формирование других. Это явление имеет существенное значение для рационального построения процесса обучения двигательным действиям и получило название переноса навыков.

Перенос может иметь различный характер:

  • положительный (ранее сформированные навыки способствуют формированию новых) и отрицательный (ранее сформированные навыки препятствуют формированию других);
  • односторонний (двигательный навык влияет на другой навык, а обратного влияния не обнаруживается) и взаимный (обоюдный – влияние навыков одного двигательного действия на другие и обратно);
  • прямой (сразу же, непосредственно проявляющийся) и опосредованный (косвенный, создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового навыка, вначале не обнаруживающегося, а проявляющегося через некоторое время);
  • ограниченный (частичный, возникает при большом сходстве структуры изучаемых действий);
  • обобщенный проявляется на основе ранее приобретенного навыка, формирования движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним;
  • перекрестный (перенос навыков на симметричные части тела).

Новое двигательное умение или навык формируется на основе соединения отдельных частей других, ранее сформированных умений или навыков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)