Формирование умения учиться в средней школе

Одно из главных направлений работы в младшем подростковом возрасте — формирование общеучебных умений и навыков, умения учиться. Сложившиеся в начальной школе умения и навыки нередко не соответствуют материалу и требованиям средней школы.

Это проявляется уже в V классе. Чувствуя это, дети хотят приобрести такие умения и навыки и сензитивны к обучению им. Наиболее успешно такое обучение осуществляется тогда, когда эти умения и навыки приобретаются не только на уроках по конкретным учебным предметам, но и на специальных, регулярно проводимых занятиях.

Такие занятия могут проводиться как самим психологом, так и с помощью психолога — учителем. Их можно назвать, например, «Учимся учиться», «Как учиться в средней школе», «Психологический час» занятия включают темы, связанные с развитием общеучебных навыков, мотивации учения и эмоционального отношения к нему.

Приведем в качестве примера некоторые темы таких занятий:

  • «Как слушать учителя»,
  • «Как выполнять домашние задания»,
  • «За что ставится отметка»,
  • «Как проверять свою работу»,
  • «Как можно учиться па собственных ошибках»,
  • «Как подготовиться к контрольной»,
  • «Почему иногда не хочется учиться и что с этим делать»,
  • «Как узнать, что ты знаешь, а чего не знаешь»,
  • «Как лучше запоминать»,
  • «Что такое лень»,
  • «Как правильно готовить устные задания»,
  • «Как выполнять письменные домашние задания»,
  • «Как научиться лучше думать».

Значительное внимание на таких занятиях следует отводить развитию произвольности, организованности, вниманию, наблюдательности.

Необходимо также обратить особое внимание на развитие логической памяти и произвольного внимания школьников. Если этого не делать, то стихийно они складываются у большинства детей со значительными нарушениями и искажениями.

Разработано множество программ по коррекции и развитию памяти и внимания.

Занятия должны состоять из кратких объяснений, выполнения специальных упражнений и их обсуждения. Именно упражнения, обучение конкретным приемам, которые школьник может (и должен) сразу использовать в своей учебной работе, составляют их основное содержание.

На занятиях с пятиклассниками важно использовать юмор. Юмор имеет очень большое значение для развития ребенка этого возраста, В том числе и познавательного развития. В это время дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые часто кажутся взрослым несмешными, глупыми и грубыми.

Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимыми к детским шуткам и умели использовать юмор в учебной работе.

Как известно, многие сложные вещи запоминаются достаточно легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в шутливой форме («Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам», «Медиана — это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну», «Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь» (расположение цветов радуги). На занятиях по овладению общеучебными навыками дети могут научиться сами использовать юмор для лучшего запоминания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)