Философская интерпретация этничности Рыбакова

В этом смысле к данному направлению, на наш взгляд, можно отнести и один из первых опытов фундаментальной философской интерпретации этничности С. Е. Рыбакова, дистанцирующегося от примордиализма, определяющего свою позицию как эссенциалистскую.

Интересно
В концепции С. Е. Рыбакова внимание переключается на категорию «этническое» и принципиальный антропологический поворот не от этноса к личности, а от личности к этносу. Здесь этническое рассматривается как некая субстанция, имеющая в качестве своего вместилища сущностные структуры самой личности.

Феномен этнического, утверждает С. Е. Рыбаков, является «внесоциальным, досоциальным и предсоциальным по своей сути и выступает как отражение фундаментальных сущностных структур духовной организации человека в составе его личности».

Таким образом, исследовательский ряд строится в противоположном по сравнению с традиционным направлении: этничность — внешние проявления этнического.

Этническая субстанция, по мнению С. Е. Рыбакова, не может исследоваться социологическими, биологическими или психологическими методами и является прерогативой философско – антропологического подхода.

Этническое несводимо к языку, складу психики, культуры или их комбинации, совокупности, а может только через них отслеживаться. Но именно об укорененности этничности (в интерпретации С. Е. Рыбакова) говорят ее качества, которые философ называет самыми очевидными и характерными.

Самоценность — самое отличительное свойство этничности и этнического как такового, которое выражается в том, что далеко не всегда можно объяснить поведение представителей того или иного народа исключительно утилитарными, меркантильными соображениями.

Зачастую этничность обнаруживает свою полнейшую «ненужность», предстает как явно излишняя человеческая характеристика и даже выступает как помеха, тем не менее она имеет место, существует как бы «ни для чего».

Атрибутивность — этничность обнаруживает себя как атрибут личности, она может быть более или менее выраженной, но есть у каждого. Устойчивость — этническое слишком глубоко укоренено в человеке и потому весьма устойчиво, существуя в значительной степени независимо от внеэтнических социальных условий.

Интенсивность — этническая детерминация человеческой активности обычно так интенсивна, что этничность может быть объяснена скорее даже в категориях иррациональности, чем прагматизма».

Феномен этичности имеет, по С. Е. Рыбакову, сознательнобессознательную природу и в качестве личностного качества выступает основой той социокультурной общности, которая именуется этносом.

Парадокс этой теории, на наш взгляд, заключается в том, что, несмотря на заявленный автором антропологический поворот, мы вряд ли приблизились к пониманию природы этничности.

Использование данного подхода к проблеме нации и национализма приводит к выводу о противостоянии этноса и государства или нации, которую исследователь определяет как «исторически обусловленный динамический процесс гомогенизации государства и унификации его идентичности путем корректировки извне содержимого структур».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)