Философия права в системе наук, ее основные вопросы и функции

Философское осмысление права — задача особой научной и учебной дисциплины — философии права, имеющей свой соб­ственный предмет исследования и категориальный аппарат. Философия права — это древняя наука, имеющая солидную историю: она уже была представлена в произведениях Платона и Аристотеля, достигла особого развития в Западной Европе в XVII-XVIII вв. и продолжает функционировать в системе гума­нитарного знания современности.

В России сегодня, после из­вестной утраты традиций философско-правовых исследований в советское время, наблюдается значительное повышение интереса к философии права как со стороны философов, так и со стороны юристов. Можно даже говорить об определенном философско- правовом «буме».

Философия права в системе философии и юриспруденции. По своему статусу философия права представляет собой ком­плексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке филосо­фии и юриспруденции. Данное обстоятельство требует четкого оп­ределения ее места и роли в системе философии и правоведения. Выход на проблематику философии права может быть осу­ществлен с двух противоположных сторон: от философии к пра­ву и от права к философии.

Давайте рассмотрим особенности этих двух подходов к фило­софии права. Первый путь выхода на философско-правовую проблемати­ку (философский подход к праву) связан с распространением той или иной философской концепции на сферу права. Такое об­ ращение философии к осмыслению правовой реальности, осо­бенно характерное для эпохи Просвещения, оказалось весьма плодотворным для самой философии. Известно, что многие из серьезных достижений классической философии — результат такого обращения.

В сфере философии права происходит свое­образная проверка познавательной силы той или иной философ­ской концепции, ее практической состоятельности в одной из важнейших сфер человеческого духа. Все это дает полное осно­вание заключить, что без рефлексии оснований права, философ­ского осмысления правовой реальности в целом, философская система не может считаться полноценной.

Другой путь формирования философии права (юридический подход к праву) направлен от решения практических задач юрис­пруденции к их философской рефлексии. Например, от осмысле­ния таких частных правовых проблем, как основания уголовного права, вина и ответственность, выполнение обязательств и др., — к постановке вопроса о сущности права. Здесь философия права предстает уже как самостоятельное направление в правоведении, специфический уровень изучения собственно права.

Такое фило­софское осмысление права осуществляется правоведами в его большей практической ориентированности, при которой идеаль­ные первоосновы права рассматриваются в тесном соотношении с позитивным правом. Однако и в первом, и во втором случае фи­лософия нрава ориентируется на постижение сущности и смысла права, заключенных в нем начал и принципов.

Проблема дисциплинарного статуса философии права.

В силу существования двух различных источников формирова­ния философии права сложились и два основных подхода к по­ниманию ее статуса. Первый подход рассматривает философию права как часть общей философии и определяет ее место среди таких дисцип­лин, как философия морали, философия религии, философия политики и др. В соответствии с этим подходом философия прав к относится к той части общей философии, которая «предписы­вает» человеку необходимую манеру поведения как социального существа, т.е. практической философии, учению о должном.

Второй подход относит философию права к отраслям юри­дической науки. С этой точки зрения она является теоретиче­ским фундаментом для создания позитивного права и науки о позитивном праве. Под философией права здесь подразумевается наука, разъясняющая в «последней инстанции» значение пра­вовых принципов и смысл правовых норм.

Каждый из подходов делает акцент на одном из двух возможных способов рефлексии над правом. Первый способ предполагает общефилософскую или общеметодологическую рефлексию, направленную на поиски предельных оснований, усло­вий существования права, когда право соотносится со всей «ойкуменой» человеческого бытия — культурой, обществом, наукой и т.д.

Второй способ — частнофилософская или частно­ методологическая рефлексия, которая тоже является философ­ской, однако осуществляется в рамках самой правовой науки. Такая двойственность философии права нашла свое выраже­ние в том, что в ряде стран, например в Украине, ученая степень по философии права может присуждаться как по разряду философских, так и по разряду юридических наук.

Следовательно, она может развиваться как философом, так и юристом. А если точнее, не просто философом, а философом-юристом, т.е. прак­тически ориентированным философом, которого интересует не просто истина сама по себе, а реализация определенных практи­ческих целей в области права (например, достижение правового состояния конкретного общества), или юристом-философом, ко­торый должен уметь отстраняться от практических проблем сво­ей науки и становиться на позицию ее внеюридического виде­ния, т.е. на позицию философа.

В подтверждение этой мысли можно привести слова одного из известных западных теоретиков права XX века Г. Коинга, который утверждает, что философия права, не отказываясь от познания вопросов чисто юридических, должна выходить за пределы данной сферы, связывать право­вые феномены, понимаемые как явление культуры, с решением всеобщих и принципиальных вопросов философии.

В силу отмеченных обстоятельств может сложиться пред­ставление, что существуют две философии права: одна, разраба­тываемая философами, другая — юристами. В соответствии с этим предположением некоторые исследователи даже предлага­ют различать философию права в широком смысле слова и фи­лософию права в узком смысле слова. На самом же деле существует только одна философия права, хотя она и питается из двух разных источников. Первый источник философии права — это общефилософские разработки правовых проблем. Второй же ее источник связан с опытом решения практических проблем
права.

Таким образом, философия права — это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая определяется своим основным вопросом, лишь в соотнесении с которым те или иные проблемы имеют к ней отношение. Она требует особых качеств от исследователя, работающего в этой области: сочетания фундаментальной философской подготовки и знания основных проблем политико-правовой теории и практики.

Конечно, каждый исследователь вместе с определенным про­фессиональным интересом вносит свое специфическое видение в предмет этой дисциплины, однако именно наличие различных позиций, их постоянный взаимообмен и взаимообогащение, со­существование на основе дополнительности позволяют сохра­нить равновесие вокруг общей задачи — рефлексии оснований права. Для более конкретного определения дисциплинарного статуса философии права целесообразно рассмотреть подходы к этому во­просу представителей различных философских направлений.

В системе Гегеля философия права не просто часть одного из фундаментальных разделов философии, а охватывает всю соци­ально-философскую проблематику. В других философских систе­мах, например, у С. Франка она — раздел социальной филосо­фии, который носит название социальной этики. Что же касается социальной философии марксизма (исторического материализ­ма), в рамках которой рассматривалась проблематика права, то его последователями она исследовалась лишь в аспекте выявления социальных функций права. Поэтому философия права как само­стоятельная дисциплина в рамках социально-философского уче­ния о сущем и необходимом, где проблематика должного не затра­гивалась, не могла сформироваться.

Аналитическая философская традиция (позитивизм) рас­сматривает философию права как составную часть политической философии, отказывая ей в статусе самостоятельной дисципли­ны. В современной западной философии проблематика филосо­фии права чаще всего рассматривается в рамках философской антропологии. Даже социальная и моральная философия, в тес­ной связи с которыми рассматриваются проблемы философии права, претерпели значительную антропологическую трансформацию под влиянием таких философских направлений, как экзи­стенциализм, феноменология, герменевтика, философская ан­тропология, психоанализ и др. Следовательно, достаточно сложно указать какой-либо единственный философский раздел, частью которого была бы филосо­фия права.

В то же время совершенно очевидно, что она наиболее тесно связана с социальной, политической, моральной и антропо­погической философиями, каждая из которых делает акцент на одном из факторов формирования и исследования права: социальном , морально-ценностном, политическом, антропологическом. Так, политическая философия рассматривает вопрос: что такое власть и как соотносятся власть и право. Социальная философия: что такое общество и как соотносятся общество и право. Моральная философия: что такое мораль и как соотносятся мораль и пра­во.

Антропологическая философия: что такое человек и как соотн­осятся человек и право. Философия же права ставит общий вопрос: что такое право и в чем его смысл. Поэтому ее, несомненно, интересуют вопросы и о том, как связано право с такими феноменами, как власть, общество, мораль и человек.

Структура философии права. По своей структуре философия права близка к структуре общей философии. В ней могут быть выделены следующие основные разделы:

  1. онтология права, в котором исследуются проблемы природы права и его оснований, бытия права и форм его существования, связи права с социальным бытием и его местом в обществе;
  2. антропология права, в котором рассматриваются антропо­логические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение лично­сти и права и т.д.;
  3. гносеология права, в котором исследуются особенности процесса познания в сфере права, основные этапы, уровни и ме­тоды познания в праве, проблема истины в праве, а также право­вая практика как критерий правовой истины;
  4. аксиология права, в котором исследуется ценность как оп­ределяющая характеристика человеческого бытия, способ бытия ценностей, анализируются основные правовые ценности (спра­ведливость, свобода, равенство, права человека и т.д.), их «ие­рархия» и способы реализации в условиях современной право­вой реальности. К сфере интересов правовой аксиологии также иногда относят вопросы соотношения права с иными формами ценностного сознания: моралью, политикой, религией, а также вопрос о правовом идеале и правовом мировоззрении;
  5. в структуре философии права можно выделить и приклад­ ной раздел, в котором рассматриваются философские проблемы конституционного права (правовая государственность, разделение властей, конституционная юрисдикция), гражданского пра­ва (договор и уравнивание убытков и выгод, собственность), процессуального и уголовного права и др.

Соотношение философии права, общей теории права и со­циологии права. В рамках правоведения философия права наибо­лее тесно связана с теорией права и социологией права. Вместе эти три дисциплины составляют комплекс общетеоретических и мето­дологических правовых дисциплин и их наличие связано с суще­ствованием в самом праве, как минимум, трех аспектов: ценност­но-оценочного, формально-догматического и аспекта социальной обусловленности.

Философия права акцентирует внимание на рефлексии оснований права, юридическая теория — на конструи­ровании понятийного каркаса позитивного права, социология права — на вопросах социальной обусловленности и социальной эф­фективности правовых норм и правовой системы в целом.

В связи с этим возникает вопрос, являются ли эти дисциплины автономными или представляют собой разделы общей теории права? Можно предположить, что в известном смысле термином «теория права» могут быть охвачены все три дисциплины, по­скольку они касаются общетеоретических аспектов права: фило­софских, социологических, юридических. Однако в строго научном смысле слова данный термин применим лишь к юридической науке.

Попытка же соединить эти три учебно-исследовательские направления в рамках одной дисциплины — общей теории права (тем более, в том виде, в каком она сложилась на сегодняшний день) научно не обоснована, и ее практическая реализация может привести к негативным результатам. Теория права, философия права и социология права вполне успешно способны взаимообогащать и взаимодополнять друг друга как автономные дисциплины.

Объединение же их теоретического потенциала с целью обеспече­ния целостности системы знаний о праве должно осуществляться не путем создания единой правовой науки, что представляет собой достаточно сложную задачу, поскольку последняя должна соеди­нять в себе как минимум три различные методологические позиции: юриста, философа и социолога, а путем фундаментализации подготовки самих юристов, которые должны быть способными видеть право не только с позиции своей дисциплины, но и с позиции философии и социологии.

Основные вопросы философии права. Как уже отмечалось, философию права как самостоятельную исследовательскую дис­циплину конституирует (т.е. устанавливает, определяет) ее ос­новной вопрос, от решения которого зависит решение всех других ее вопросов. Конечно, на определение этого основного вопроса непосредственное влияние оказывает мировоззренческая позиция исследователя, поэтому неудивительно, что у каждого исследова­теля может быть свой подход к определению основного вопроса философии права.

Так, теоретик права Г. Кленнер, позиция кото­рого основывается на теории марксизма, определяет основной во­прос права как «отношение юридического к материальному, и, в частности, к экономическим условиям жизни общества».

Придер­живающийся же объективно-идеалистической точки зрения фон Валендорф видит основной вопрос философии права в «отборе» истинных ценностей и создании на их основе системы ценностей в виде конкретного правопорядка, назначение которого — поддержание социального мира. «Право — логика ценностей», — подчеркивает он. Другой западный исследователь А. Брижемен полагает, что все вопросы философии права сводятся к одному основному: «каким должно быть право в свете социальной спра­ведливости?».

Русский же философ И. Ильин центральным для философии права считает вопрос об обосновании права (естествейного и позитивного)4. По мнению авторов учебника, одно из самых простых и глубоких определений основного вопроса дает видный немецкий философ права А. Кауфман: «Основным во­просом философии права, как и всей правовой науки, является вопрос: что есть право. Это значит: какие сущностные формы, какие онтологические структуры, какие основные законы бытия мы называем правом? От ответа на этот вопрос зависит решение мно­гих других важнейших правовых проблем».

Исходя из нашего видения сущности и задач философии пра­ва, основной вопрос: «что есть право?» будет выглядеть как во­прос о смысле права. Поскольку философия должна не просто декларировать какие-либо идеи, но и аргументировать их, то и основная задача философии права должна заключаться в обосновании права и определении его смысла. Вопрос «что есть право (каков его смысл)?» является основным для философии права потому, что от ответа на него непосредственно зависит решение всех других важнейших правовых проблем, в том числе в сфере правотворчества и правоприменения. Этот вопрос является фило­софским, поскольку соотносит право с человеческим бытием.

Ввиду сложности самой структуры права решение основного вопроса философии права может быть осуществлено через решение ряда основных задач, или главных вопросов философии права:

  1. об основании справедливости и ее критериях (задача, в рамках которой право соотносится с моралью) — этот вопрос является центральным в философии права, в более традиционном виде он выглядит как вопрос об обосновании «естественно­го права»;
  2. о нормативной (обязывающей) силе права, или вопрос о том, почему человек должен подчиняться праву (задача, в рам­ках которой определяется соотношение права и власти);
  3. о природе и функциях позитивного права (задача, в рам­ках которой выясняется характер правовых норм), тесно связан­ный с решением предыдущих двух вопросов, — он обеспечивает оправдание позитивному праву.

Решение этих основных задач или главных вопросов филосо­фии права позволяет обеспечивать легитимацию и ограничение права, т.е. обосновывать необходимость права для человека и определять границы, за которые оно не может заходить.

Функции философии права. Как и любой другой философ­ской дисциплине философии права присущ ряд функций. Среди них важнейшими являются: мировоззренческая, методологиче­ ская, отражательно-информационная, аксиологическая, воспита­тельная.

Мировоззренческая функция философии права заключается в формировании у человека общего взгляда на мир права, право­вую реальность, т.е. на существование и развитие права как одного из способов человеческого бытия; она определенным обра­зом решает вопросы о сущности и месте права в мире, его ценно­сти и значимости в жизни человека и общества в целом или, другими словами, формирует правовое мировоззрение человека.

Методологическая функция философии права находит свое отражение в формировании определенных моделей познания права, способствующих развитию юридических исследований. С этой целью философия права разрабатывает методы и катего­рии, при помощи которых и проводятся конкретные правовые исследования. Результирующим выражением методологической функции права является оформление имеющегося знания о пра­ве в виде способа его осмысления как содержательно-смысловой конструкции, обосновывающей его основные идеи.

Отражательно-информационная функция обеспечивает адекватное отражение права как специфического объекта, выяв­ление его существенных элементов, структурных связей, законо­мерностей. Это отражение синтезируется в картине правовой ре­альности или «образе права».

Аксиологическая функция философии права заключается в разработке представлений о правовых ценностях, таких как свобода, равенство, справедливость, а также представлений о правовом идеале и интерпретации с позиций этого идеала правовой действительности, критика ее структуры и состояний.

Воспитательная функция философии права реализуется в процессе формирования правосознания и правового мышления, через разработку собственно правовых установок, в том числе такого важного качества культурной личности, как ориентация на справедливость и уважение к праву.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)