Философия и религия Китая

Еще в древности в Китае Небо было главным божеством, высшим олицетворением разума, справедливости и добродетели. Бедняки Древнего Китая среди культов и ритуалов центральное место отводили культу Земли (ритуалы вызывания дождя, оплодотворения Земли и т.д.).

Китайские философские учения поразительно самобытны. В V веке до н.э.– в классический период в истории китайской духовной культуры, когда борьба идей была открытой, – интеллектуальная жизнь достигла своего расцвета. Идейные диспуты шли во дворцах правителей и на улицах, а в столице иногда состязались до тысячи “мужей, искусных в споре”. В этот период “соперничества ста школ” и возникли основные направления китайской философии: конфуцианство, даосизм и другие Мудрец Лао-Цзы (IV–III века до н.э.) был создателем даосизма. Он проповедовал возврат к естественному (первобытному) состоянию и общинному равенству.

Основная категория его учения – Дао (путь природы). Он резко порицал социальный гнет, поборы, жестокость властей, что создало ему популярность в общинах. Признавая объективность мира, древние даосы выступали против обожествления неба, которое, как и земля – лишь часть природы. По их представлениям, мир состоял из мельчайших частиц ци и находился в постоянном изменении.

Интересно
В дальнейшем Дао будет трактоваться как сущность бытия, абсолютное единое начало, вечное самодвижение материи. Кунцзы – Учитель Кун (лат.– Конфуций), младший современник Лао-Цзы, жил в 551–479 годах до н. э. и был впоследствии канонизирован. Его учение получило название конфуцианство. Его государственный культ существовал в Китае с 59 года по 1928 год.

Устные изречения Конфуция были записаны его учениками и объединены в трактат, который ученики младших классов заучивали наизусть. В 195 году государственный экземпляр конфуцианского “Пятикнижия” был высечен в камне, и с тех пор нарушение конфуцианских заповедей каралось, как и тяжкие преступления, вплоть до смертной казни.

Конфуций открыл первую частную школу. Благодаря ему в Китае грамотность и ученость пользовались пиететом. Главными в его практической философии были вопросы не бытия, а нравственности человека, управления обществом. Огромную роль в ней играли культ предков, учение о Воле Неба и божественном начале власти Сына Неба. Конфуцианство утверждает вечность и неизменность устройства мира и общества, в котором каждый должен занимать предопределенное ему изначально место.

Буддизмпроник вКитай в эпоху раннегоСредневековья. Тогда произошло слияние трех религий: буддизма, конфуцианства и даосизма. Архитектура. В Цинь-Ханьский период (III век до н. э.–III век н.э.) были заложены основы китайской архитектуры. Именно тогда сложились основные принципы строечно-балочной конструкции с системой “доу-гун” – многоярусных кронштейнов, поддерживающих широкие, далеко выступающие крыши. Многоярусная башня-пагода, храм, дворец с ярусами нарядных крыш на много веков определили типичный силуэт китайской архитектуры.

Живопись. В некоторых письменных памятниках Древнего Китая сохранились упоминания о произведениях искусства этого периода. В одном из них рассказывается о настенных фресках, изображавших небо, землю, горы, реки, божества; в другом упоминается о живописце, писавшем картины на бамбуковых дощечках, где можно было увидеть изображения драконов, змей, птиц, повозки, лошадей, людей.

К этому периоду принадлежит обнаруженная в одном из погребений картина на шелке, изображающая молодую женщину, над которой летают дракон ифеникс, олицетворяющие стихийные силыжизни и смерти.

Прикладное искусство. Значительное место в этот период занимает прикладное искусство. Широкое распространение получают бронзовые зеркала, сосуды, изделия бытового назначения – посуда, мебель и музыкальные инструменты. Они поражают изысканностью и высоким мастерством авторов.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)