Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. Глава I посвящена общим положениям.

Статья 1 вводит основные понятия о радиационной безопасности.

Радиационная безопасность населения (далее – радиационная безопасность) – состояние защищённости настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.

Статья 2 определяет порядок осуществления правового регулирования.

Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 3 определяет принципы обеспечения РБ, а статья 4-я излагает мероприятия, обеспечивающие РБ.

Глава II посвящена полномочиям Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности (ст. 5).

К числу наиболее значимых полномочий, с точки зрения проведения мероприятий по радиоэкологической экспертизе, можно отнести следующие: 

  • разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за их соблюдением;
  • лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующих излучений;
  • контроль за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации и учёт доз облучения населения;
  • организация и осуществление государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
  • создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе контроля и учёта доз облучения населения.

Статья 6 определяет полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.

Глава III посвящена организации Государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности (ст. 7), Государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности, производственного и общественного контроля за обеспечением радиационной безопасности (ст. 10.1, 11, 12).

Согласно ст. 9 Федерального закона государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путём установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности.

Законом установлены следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на
территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения: 

  • для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) – 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта;
  • для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) – 1 зиверту; допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта.

Для загрязнённых территорий допускается проживание населения при загрязнении: до 1 Ки/км² по цезию-137, до 0,3 Ки/км² по стронцию-90 и до 0,1 Ки/км² по плутонию-239.

Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно-изменённым радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения.

Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.

В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определённого промежутка времени и в пределах, определённых санитарными нормами и правилами.

Правила радиационной безопасности, регламентирующие требования к обеспечению технической безопасности при работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по атомному надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Интересно
Государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, распорядительные, инструктивные, методические и иные документы по вопросам радиационной безопасности утверждаются и принимаются уполномоченными на то органами государственной власти или организациями в пределах их полномочий.

Статья 10 устанавливает обязательность лицензирования любых работ в области обращения с источниками ионизирующих излучений (ИИИ).

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты.

А также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ введена статья 10.1 «Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности».

Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного надзора в области использования атомной энергии и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее – органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учётом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3-9 настоящей статьи.

Далее в данной статье определены:

  • предмет проверки (абзац 3);
  • разработка органами государственного надзора, ежегодных планов проведения плановых проверок в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии (абзац 4);
  • основания для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок (абзац 5);
  • основания для проведения внеплановой проверки (абзац 6);
  • сроки проведения проверки (абзац 7);
  • внеплановая выездная проверка (абзац 8)4
  • обязательность предварительного уведомления о предстоящей проверке (абзац 9).

Глава IV посвящена общим требованиям к обеспечению радиационной безопасности.

Статья 13 определяет основные показатели, по которым осуществляется оценка радиационной безопасности:

  • характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;
  • анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности.

Статья 14 определяет требования к организациям при обращении с источниками ионизирующего излучения, в том числе: 

  • планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;
  • проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека;
  • осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;
  • проводить контроль и учёт индивидуальных доз облучения работников.

Статья 15 устанавливает основные мероприятия обеспечения радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов, в том числе:

В целях защиты населения и работников от влияния природных радионуклидов должны осуществляться:

  • выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений с учётом уровня выделения радона из почвы и гамма-излучения;
  • проектирование и строительство зданий и сооружений с учётом предотвращения поступления радона в воздух этих помещений;
  • проведение производственного контроля строительных материалов, приёмка зданий и сооружений в эксплуатацию с учётом уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения природных радионуклидов;
  • эксплуатация зданий и сооружений с учётом уровня содержания радона в них и гамма-излучения природных радионуклидов.

Статья 16 посвящена обеспечению радиационной безопасности при производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды.

Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности и подлежат производственному контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 18. Контроль и учёт индивидуальных доз облучения Контроль и учёт индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно изменённым радиационным фоном, осуществляются в рамках единой государственной системы контроля и учёта индивидуальных доз облучения, создаваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)