Фатум и воля

Словарный состав языка – такой же показательный феномен по­знания, как и любой другой продукт культурной деятельности. Когда же речь идет о наиболее общих категориях, анализ передающих эти категории слов, нюансов, смысла и бытования этих слов в качестве технических терминов той или иной традиции особенно интересен.

Рассмотрим следующую словарную цепь: «Рок» – «фатум» – «судьба» – «доля» – «воля» – «свобода».

Первые два слова заимствованы, но могут быть так или иначе со­отнесены с русским словом «судьба». Мы уже говорили, что санскрит­ский термин «карма» также близок к нему, а вот «дхарма» ближе к русскому слову «доля», оно же может быть соотнесено с китайским термином «мин». Если мы теперь расположим все эти слова вдоль обозначенной нами цепочки «энтропийный пресс» – «инструментарий отражения-отреагирования» – «ядро личности», то можем констатиро­вать следующую картину (рис. 36).

Разумеется, такое расположение в достаточной степени условно, по­скольку язык не ограничивает точно пределы использования того или иного слова, мы же не предполагаем придавать им характер технических терминов доктрины. Все же определим, что термины «рок», «фатум», а также «динамике» означают судьбу – неизбежность, жесткое предопреде­ление будущего хода событий.

Термин «карма», обозначающий судьбу, -неизбежность, воздаяние, на первый взгляд схож с предыдущими, но име­ет существенные смысловые различия.

«Рок» как бы независим от чело­века, определяется внешними, по отношению к нему, причинами. Тогда как «карма» – результат собственных, благих или неблагих, поступков (совершённых, в соответствии с ведической или буддистской, традици­ей, может быть, и в прежних рождениях).

Китайский термин «мин» тем и схож с русским «доля», что обозначает возможность будущего хода событий, которая, тем не менее, может быть либо упущена (если такой ход благоприятен, а необходимые действия не совершены), либо пре­дотвращена (если существует опасность, которую удалось предотвра­тить).

«Дхарма» – это судьба – долг, казалось бы, обусловленность, но обусловленность морально-мировоззренческого характера.

В древнеин­дийской традиции «дхарма» непосредственно связана с «кармой»: по­ступки, совершаемые против дхармы, оборачиваются неблагоприятны­ми   кармическими   последствиями;   карма   выступает   своеобразным «эхом» деятельности, преломляющейся по дхармическим закономерно­стям.

В «Бхагавадгите» завязка сюжета построена на глубочайшем раз­боре «должного» и «недолжного» поступка, причем напрочь отвергается возможность классификации по этому признаку для любого человека «вообще» и для любой ситуации «вообще». Лишь конкретный человек с его конкретной дхармой, существующий «здесь и теперь», может быть точкой отсчета морально-этической шкалы. Человек может поступать «должно» или «недолжно», но не относительно других, а относительно самого себя, собственной дхармы.

На поле Курукшетра, где должно со­стояться сражение между армиями пандавов (центральных героев всей «Махабхараты», частью которой и является «Бхагавадгита») и их двою­родных братьев, кауравов, битва, занимающая центральное место в эпо­се, по своим масштабам, значению и последствиям, в глазах индусов, сравнимая, может быть, только с христианским Армагеддоном, царевич Арджуна вдруг отказывается сражаться на том основании, что, во-первых, он будет вынужден убивать своих близких родственников, дру­зей и учителей, а, во-вторых, убийство живого существа само по себе запретно, противно одному из базовых принципов поведения индуса – ахимсы  («ненасилию»,  «неубийству»);  нарушение ахимсы  отягощает карму и совершенно неприемлемо для последователя йоги, каковым Арджуна является.

В спор с ним вступает его друг и колесничий Криш­на (инкарнация бога Вишну), и вся «Бхагавадгита», справедливо почи­таемая  одним  из  авторитетнейших  религиозно-философских текстов индуизма и главным «философским», «парадигмальным» текстом йоги, представляет собой, во-первых, обоснование, почему Арджуна должен сражаться, и, во-вторых, изложение философских и поведенческих ос­нов йоги, базирующихся на тонком разборе таких категорий, как «ис­тинное Я» (Атман), «деяние» и «не-деяние»: «дхарма», «карма» и т. д.

Вот первый аргумент Кришны, самый простой, бытовой по своему со­держанию, но интересующий нас в данном случае больше других (он Дается до обращения к аргументам из философии йоги): «Ты, Арджуна, – кшатрий (т. е. принадлежишь к варне воинов), а значит, твоя дхарма -сражаться, не приписывай себе дхарму другой варны, брахманов (жре­цов); если воин отказывается сражаться за правое дело или правитель отказывается покарать преступника, ссылаясь на ахимсу, он тем самым нарушает собственную дхарму, отягощает свою карму и, более того, практически нарушает принцип ахимсы (зло, которое не остановлено, и дальше будет порождать зло).

Таким образом, судьба и воля в категории кармы означают созна­тельное волевое усилие, вытекающее, во-первых, из четкой самоиден­тификации (определение своей варны, своего места, долга и призва­ния), а во-вторых, из структурированной космограммы (определение «правого» и «неправого», последствий и взаимосвязи действий, по­ступков и событий). Нет, видимо, необходимости уточнять значение термина «воля» – подчеркнем лишь его близость термину «свобода»; в этом смысле словосочетание «свободная воля» является, в некоторой степени, тавтологией.

Наконец, мы можем соотнести использованные нами термины с зонами Глобального взаимодействия и структурой Древа Сефирот. Такое соотнесение, конечно, будет, по уже упомяну­той причине нечеткости словоупотребления, достаточно условным, но, вместе с тем, весьма показательным в плане модели, образа и базы для дальнейших построений (рис. 37).

Русское слово «воля» недаром имеет двоякий смысл: некоего ду­ховного феномена (воления) и необусловленности (свободы). Именно воля – духовный феномен и глубинный источник структурирующей негэнтропийной активности – является необходимым и достаточным условием необусловленности (свободы). Однако и сама категория «во­ля» имеет определенные смысловые градации, небезразличные для анализа методами структурной психосоматики.

Интересно
Показательным примером воли в модуляции «вати» является исто­рия Отечественной войны 1812 года – отступление русских войск вплоть до Москвы и затем наступление вплоть до Парижа. Поскольку все рассматриваемые нами феномены могут быть интерпретированы и в личном, и в коллективном плане, вати можно рассматривать как суть массовой психологии русской армии в этой кампании. Кульмина­цией, максимальным напряжением «динамичного терпения» мы мо­жем считать события от Бородинского боя и сдачи Москвы до боев за Малоярославец, вынудивших Наполеона отступать по Старой Смолен­ской дороге.

Персонализацией вати народа выступает здесь личность Кутузова, продемонстрировавшего, таким образом, волевые качества в их предельном выражении. И очевидно, что не-действие, воздержание от поступка, часто сложнее действия, внешне активного поступка, деяния. Не будем углубляться в эту, достаточно обширную, тему -приведем лишь одну параллель из традиции. Восьмеричный путь йоги Патанджали в качестве первых двух ступеней называет Яму и Нияму – предписанные и запретные действия.

Средневековые фило­софы Европы выделяли три разновидности воли:

  1. фацера – воля к действию;
  2. нон-фацера – воля к не-действию;
  3. вати – отстаивание позиции, даже при вынужденном отступлении, подобное упругому сжатию пружины; это качество может быть передано русским термином «стойкость» или финским «сиссу». Имеется в виду, как будет ясно из дальнейшего, некоторая «упругая стойкость», «динамичное терпение», связанные, во-первых, с активным противодействием энтропий­ному прессу, а во-вторых, способных и на отступление с тем, чтобы затем вернуться на оставленную позицию.

Таким образом, во-первых, соз­нательное волевое усилие полагается первым условием пути совер­шенствования йога – без такого усилия выполнение предписаний и запретов просто невозможно, а, во-вторых, воздержание от недолжно­го полагается более сложным, нежели исполнение должного. Но еще сложнее следование волениям вати, а ведь именно о них говорит Лао-цзи: мягкая и податливая ветка крепче сухой и жесткой; под грузом снега первая прогнется, но затем распрямится, а вторая просто сломается.

Между тем источник всех разновидностей воли один – глубинное воление «Я хочу» или, точнее, «Я хочу быть». Это воление зарождает­ся на уровне проекции Абсолюта (седьмой логический уровень созна­ния). Окраску фацера, нон-фацера или вати оно приобретает уже в зо­не шестого логического уровня, уровня самоидентификации, Глобаль­ного взаимодействия.

Возможно ли, что, покидая ядро, волевой импульс уже несет в себе искажения? Да, возможно – ведь самоидентификация безошибочна лишь в том случае, если в ходе «личной истории» развитие индивида прошло без существенных искажений; безупречна же самоидентифи­кация лишь в том случае, если «личная эволюция» отработана до шес­того логического уровня сознания, а значит, реализован, как минимум, феномен этноса.

Во всех прочих случаях волевые импульсы ядра лич­ности изначально искажены, поскольку неструктурированный, непроработанный шестой логический уровень «преломляет» в своих дефек­тах изначальное «Я хочу» (восходящее, отметим в скобках, к уже во­все безымянному волевому импульсу сингулярности «+0», о котором в Евангелии сказано: «В начале было Слово…»).

Сказанное не значит, что у человека, чей шестой логический уро­вень не проработан, воление, покидающее ядро личности, всегда ис­кажено, но оно неустойчиво и по-разному проявляется в разных «тема­тических» группах контекстов.

Далее воление пронизывает личность и при ее плохой структури­рованности также претерпевает различные искажения. Все это, в совокупности, воспринимается нами как «паралич во­ли», «дефекты воли», «безволие».

В зоне второй барьерной мембраны, перехода от ядра личности к собственно личности, воля приобретает окраску дхармы – судьбы-долга, осознанного волевого импульса, согласующегося с парадигмой, в которой существует личность (пятый логический уровень, уровень космограммы). На уровне карт и контекстов она приобретает окраску судьбы-возможности, доли или мин (четвертый логический уровень, уровень убеждений).

Интересно
В терминах «карма» и собственно «судьба» мы можем определить характер волевого импульса в зоне стратегий и перехода личности к проявлениям личности (третий логический уровень, уровень навыков – первая барьерная мембрана – второй логический уровень, уровень по­ведения). Здесь пресс энтропийных тенденций уже заметно преоблада­ет и даже собственно действия и поступки воспринимаются обусловленными, вынужденными, принадлежностью скорее внешнего мира, чем внутренних побуждений.

Есть большой соблазн при этом посчи­тать, будто бы такие действия и поступки вообще лишены какой-либо свободы выбора, не зависят от собственного выбора, но уже погруже­ние центра осознания на шаг, а тем более, на два шага вглубь – на чет­вертый логический уровень (доля или судьба-возможность), где основная задача деятельности приобретает характер выбора, и на пятый логический уровень, где выбор следует из общей картины мироздания и определения своего места в нем, – открывает картину с иной точки зре­ния: участие собственной воли в происходящем становится очевидным.

Наконец, на самом краю обозримого «внутреннего» пространства антропосферы мы встречаем такие категории, как «фатум», «ананке», «рок», судьба – неизбежность. Трудно осознать в них собственную волю, результат собственной деятельности, тем более что и на самом деле в этой зоне пресс энтропийных тенденций оказывается опреде­ляющим; но если с глубокого логического уровня проследить всю це­почку превращений, модификаций волевого импульса – через зону самоидентификации,   космограммы,   карт,   стратегий,   процессов   – вплоть до единичного точечного факта («знака» или «удара» судьбы, «веления» рока и т. д.) – как становится очевидным присутствие изна­чальной, образующей всю ветвь отреагирования воли и здесь.

Описанные нами модификации воли от уровня к уровню нормаль­ны и закономерны, но если уже на уровне самоидентификации (шестой логический уровень) возможны те или иные искажения, то тем более они возможны там, где изначальное воление «Я хочу» как бы размаза­но, ослаблено и скрывается за масками долга, судьбы и предопределе­ния. Это воление чаще всего приобретает ложную формулировку «На­до» или уже вовсе лишенную всякого активного начала «Так вышло», «Так происходит», «Так случилось» – воля уходит в песок и оборачи­вается самым настоящим безволием.

Восприятие собственного действия, собственного волевого акта в ка­честве чего-то абсолютно внешнего, абсолютно обусловленного, тем ост­рее, чем больше модуляция ядерного волевого импульса склоняется от формулировки «фацера» к формулировке «нон-фацера» и далее — к «вати». Искусство «не-действия» и, тем более, искусство «гибкой стойкости» – это качество зрелого, хорошо структурированного сознания, оперирую­щего категориями космограммы и уровня самоидентификации.

Итак, мы видим, что, разделенные непреодолимым барьером с точки зрения линейного мышления, в терминах принципиальной не­линейности «фатум» и «воля» оказываются модификациями единого нераздельного отражения-отреагирования, разными этапами единого акта Активного Сознания, вовлеченного в Глобальное взаимодействие и существующего только в этой неизбежной вовлеченности. Фатум и воля и все их промежуточные формулировки, все названные и не на­званные нами лики, уравновешиваются в зоне четвертого логического уровня, в зоне карт, комплексно моделирующих конкретные жизнен­ные контексты.

Таким образом, карты, а также синтезирующая их космограмма и построенные на их базе стратегии играют центральную роль во всем механизме отражения-отреагирования человеческого су­щества, определяют его эффективность или, как предпочитает формулировать структурная психосоматика, истинность и сущностность.

Для нас важно подчеркнуть при этом, что неуспешность, неистинность, несущностность любой человеческой деятельности, тем более, патоло­гия любого типа суть следствие нарушений структурной организации соответствующих логических уровней сознания, их собственной неис­тинности и несущностности.

Эти дефекты могут быть выявлены, проанализированы и скоррек­тированы – в этом, в частности, структурная психосоматика и видит свою задачу как специальная дисциплина, обладающая собственной концепцией, методологией и техниками воздействия. Проблема «воли» предстает перед нами еще в одной своей важной плоскости – «мотива­ции», когда мы говорим о терапии и ее успешности. Наличие у паци­ента «воли к жизни», «воли к выздоровлению» – важнейшее условие успешности любого лечения. Это хорошо понимали медики традици­онных школ.

Вот что, например, говорит И. И. Сипягин, знахарь в восьмом поколении: «… но самое главное и самое сложное – знахарь, применяя, в том числе, и ряд специальных приемов (темп и характер речи, эмоциональную окрашенность слов и т. д.), старался пробудить и освободить волю больного, направить ее в русло выздоровления и от­странить затуманенный схематическим восприятием жизни разум. Здесь он следовал принципу: «тело знает, а разум не дает», т. е. любая терапия рассматривалась как помощь, минимальная коррекция, тол­чок, а исцеление совершалось самим больным, причем через внутрен­нюю духовную работу.» (И. Сипягин, Н. Борисов «Подвижное равно­весие. Очерки русской знахарской традиции» – «Целительные силы», № 3, 1997).

Структурная психосоматика в своей практике всегда учи­тывает момент мотивации, стремится опираться на таковую и ориен­тирует свои техники на мобилизацию собственной воли пациента, вы­свобождение волений ядра, разделение сущностных волений и их ис­кажений, вызванных сущностными нарушениями структуры. Заметим в заключение, что «личная эволюция» личности вообще возможна лишь при условии сильной и устойчивой мотивации к развитию.

Библейская традиция указывает на Божественную волю как на первоисточник акта Творения. Однако, человек, созданный по образу и подобию Божиему, наделен свобод­ной волей – свободной до такой степени, что Бог добровольно «умаляется» в отношении нее, допускает человеку поступать соответственно собственным волениям, как добрым, так и злым (это «умаление» известно как «кенозис» в богословствовании Отцов Восточ­ной Церкви).

«Цель свободы, – объясняет св. Григорий Богослов, – в том, чтобы добро действи­тельно принадлежало тому, кто его избирает. Бог не хочет оставаться собственником созданного им добра. Он ждет от человека большего, чем чисто природной слепой при­частности. Он хочет, чтобы человек сознательно воспринял свою природу, чтобы он владел ею – как даром – свободно, чтобы он с благодарностью принимай жизнь и все­ленную как дары Божественной любви».

Замечательно, что в один ряд здесь ставятся свобода, ответственность и любовь. Они действительно не существуют раздельно. Соответственно, неразделимы судьба и воля.

Таким образом, мы можем сказать, что формулировка первичного воления творя­щего Бога: «Да будет!» – соответствует человеческому: «Я хочу быть!». Их примиряет лишь любовь, объединяющая начальное Слово и слово человеческого устремления к жизни и совершенству.

Говоря здесь о патологии, мы имеем в виду не только болезнь в медицинском смысле слова, но и всевозможные социальные и социально-психологические отклоне­ния, которые, во-первых, не позволяют человеку быть успешным в культурной, соци­альной и природной среде, а во-вторых, не позволяют совершиться «личной эволюции» индивида.

Давая подобное, достаточно нечеткое определение, мы должны иметь в виду два обстоятельства: понятия «успешность» и «неуспешность» весьма относительны, и человек может представляться вполне успешным по меркам окружающих и того социального слоя, к которому принадлежит, но при этом являться «патологической» лично­стью.

Успешность должна здесь пониматься с точки зрения реализации задач ядра лич­ности (дхармы) и, в какой-то степени, может ассоциироваться с категориями «гармо­нии», «смысла жизни» и «счастья». Второе: мы должны констатировать, что часто «не­полноценные» по меркам бытовой морали люди, например, инвалиды, вполне «успеш­ны» в том смысле слова, который мы очертили.

Они часто успешны и по житейским меркам. Примером может служить выдающийся психолог и психотерапевт Эриксон, инвалид с детства. Другой пример – Лаплас, у которого, вследствие перенесенного в Детстве менингита, нормально функционировало только одно полушарие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)