Европейское правовое регулирование рабочего времени

Согласно Европейской социальной хартии государства должны обеспечить эффективное осуществление права на справедливые условия труда, устанавливая разумный период времени для работы (ежедневный и еженедельный) и максимальную его продолжительность.

Причем Хартия предусматривает как одну из целей – необходимость постепенного сокращения продолжительности рабочей недели в силу развития экономики.

Единый европейский акт (Single European Act, SEA) 1986 г. как первый значительный пересмотр Римского договора предусматривал в виде одной из целей – улучшение качества рабочих мест. Об этом же говорилось и в рамочной Директиве 89/391/ЕЭС от 12 июня 1989 г. о введении мер, содействующих улучшению безопасности и здоровья работников.

Необходимо упомянуть также специальные директивы о рабочем времени: Директиву 93/104/ЕС от 23 ноября 1993 г. о некоторых вопросах организации рабочего времени и сменившую ее Директиву 2003/88/ЕС от 4 ноября 2003 г. о некоторых аспектах организации рабочего времени. Эти директивы являются частью процесса улучшения условий труда и сохранения здоровья в процессе трудовых отношений.

Законодательство Европейского союза в данной сфере дополняет деятельность государств – членов ЕС, это совместная их компетенция. Статья 31 Хартии основных прав Европейского Союза гласит: каждый работник имеет право на ограничение рабочего времени, на ежедневные и еженедельные периоды отдыха и на ежегодный оплачиваемый отпуск.

Действующая в настоящее время Директива 2003/88/ЕС (далее – Директива) содержит нормативные положения, касающиеся ежедневного и еженедельного отдыха, перерывов и максимального рабочего времени в неделю. Сфера действия Директивы очень широка, поскольку охватывает все профессиональные секторы, частную и публичную области. Максимально допустимое рабочее время составляет 48 часов в неделю.

Интересно
Европейское прецедентное право обеспечивает соблюдение этого требования, включая сверхурочные часы работы. Правда, имеется отступление, введенное по запросу Великобритании: государство вправе предусмотреть превышение максимальной продолжительности работы по соглашению между работодателем и работником. Эта возможность – в интересах европейских компаний, повышает их конкурентоспособность по сравнению с компаниями за пределами Европейского союза.

В то же время фактически это позволяет снизить социальную защищенность работников на национальном уровне, а цель Директивы – защита здоровья и безопасности работников. Споры по поводу данного пункта Директивы возникали неоднократно. Присутствует риск пересмотра Директивы в сторону ухудшения ее положений для работников, попытки уже предпринимались в 2004, 2009 и 2012 годах. Государства – члены ЕС должны обеспечивать соблюдение Директивы, но существует опасность, что все большее число государств будет использовать отступления по максимально возможному рабочему времени, допускаемые Директивой.

Как зафиксировано в Директиве, рабочее время – это весь период, в течение которого работник находится на рабочем месте в распоряжении работодателя при осуществлении своей деятельности или своих функций «в соответствии с национальными законами и/или практикой». Такое широкое определение рабочего времени по европейскому трудовому праву прямо не увязывает время работы с оплатой труда, оно касается лишь охраны здоровья работников от перегрузок.

Определение рабочего времени в Директиве может интерпретироваться в соответствии с национальными законами и практикой. Суд ЕС дал важное разъяснение, что определение может быть изменено государствами, но только если эта поправка соответствует целям Директивы. Это означает, что государство вправе изменить определение рабочего времени при условии, что цель Директивы – улучшение здоровья и безопасности на работе – будет достигнута.

Суд ЕС неоднократно давал такое толкование этого положения Директивы при рассмотрении споров, возникающих в связи с национальными формулировками в праве Испании, Германии, Франции, Чехии и т.д.

Решающий критерий отнесения периода к рабочему времени – наличие/доступность работника на рабочем месте. С точки зрения европейского прецедентного права, с того момента как работник прибыл к месту работы, начинается его рабочее время.

Один час пребывания на рабочем месте равен одному часу рабочего времени, то есть ничего не говорится о фактическом рабочем времени. В то же время подобное широкое определение рабочего времени касается только здоровья и безопасности работников, но не влияет на их вознаграждение. Вопрос о фактическом рабочем времени для оплаты труда решается в национальном законодательстве каждого государства – члена ЕС самостоятельно.

Решение Суда ЕС по делу Tyco 2015 г.4 демонстрирует позицию европейского правосудия: время в пути, в течение которого работник перемещается после выхода из дома на работу или с работы домой можно рассматривать как рабочее время, если этот работник не имеет фиксированного рабочего места у работодателя (то есть работа носит разъездной характер).

Время в пути от дома до первого места выполнения работы (первого клиента) и время в пути от последнего клиента до дома следует рассматривать как рабочее время. Возражения работодателя о том, что это будет иметь неблагоприятные экономические последствия, не убедило суд, который указал в решении: согласно Директиве, сохранение здоровья и безопасности работников не может быть подчинено экономическим соображениям.

Разумеется, время в пути влияет на здоровье работников, фактически увеличивая часы их занятости в связи с трудовой деятельностью.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)