Евангельские мотивы в русской литературе
7. Иудеи отвечали ему: мы
имеем закон, и по закону нашему
Он должен умереть, потому что
сделал Себя Сыном Божиим.
9. И опять вошел в преторию, и сказал Иисусу: Откуда Ты? Но
Иисус не дал ему ответа.
Библия
Социальные потрясения, вызванные революцией 1917 года, привели к разрушению веками устоявшихся нравственных норм в российском обществе. Революция – это тот рубеж, который заставил людей перечеркнуть свое прошлое. Она почти уничтожила само понятие жизни духа, отделила Церковь от государства и признала религию антизаконным, общественно опасным явлением.
Человек не находит источника морали и нравственности, по которому он смог бы строить свою жизнь. Образовавшийся вакуум в мировоззрении людей старательно заполнялся новой коммунистической идеологией. Идея “светлого будущего” была поставлена выше человеческих отношений: семейных уз, любви, дружбы.
М. А. Булгаков в романе “Мастер и Маргарита” говорит о том, что человек сам волен выбирать, по каким нравственным законам он будет жить.
Именно в этот момент Появляется Сатана, принимающий облик профессора Воланда. Этот образ соединяет два сюжетных плана в романе: исторический и современный. Образ Воланда воспринимается неоднозначно.
Фигура Сатаны вызывает ассоциации с адом, страшными мучениями, грехопадением и искушениями. Сам Булгаков в эпиграфе к роману дает противоречивую оценку этому образу: автор играет со словами, с устоявшимися взглядами читателя. Воланд – “…часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает Благо”.
Булгаков не пытается дать вторую версию распятия Христа, он даже меняет имя Иисуса на Иешуа, а название города Иерусалим заменяет на Ершалаим. Этим, по моему мнению, автор хочет показать, что он не поднимает руку на Евангелие, но и не создает пародию.
Образ Иешуа в романе лишен божественного библейского ореола, но булгаковский Га-Ноцри Ближе и понятнее, его воспринимаешь как реально существовавшего человека. Булгаков наполнил образ Иешуа любовью к ближнему и смирением.
Современный план романа насыщен персонажами и богат событиями. Здесь Булгаков уделяет равное внимание нравственной и социальной проблематике. На примере Берлиоза автор показывает, как образование без жизни духа может привести к законченному атеизму. “Каждому по вере Воздастся”.
Тема творческого предназначения писателя в романе тесно связана с религиозной тематикой. Образы Мастера и Бездомного связаны не только композиционно, но и тематически. Они оба писали о Христе, но Бездомный создавал конъюнктурное произведение, а Мастер действовал лишь в согласии со своим сердцем и разумом.
Иван Бездомный – человек, затянутый в круговорот атеистической идеологией, через страдания приходящий к пониманию и осмыслению жизни, к божественным принципам бытия.
Булгаков показывает низменность людей, живущих лишь материальными интересами. Во время представления в театре Воланд говорит:
Булгаков делает Воланда предельно объективным, когда он доказывает неизбежность существования зла:
Новое – это хорошо забытое старое. Эта мысль является основой построения человеческого бытия.
Не надо выдумывать новых ценностей, просто нужно открыть Евангелие и прочитать Божьи заповеди.
- Любимый журнал
- Рецензия на книгу Желязны Ночь в тоскливом октябре
- Я хочу рассказать вам о книге Хеллера Поправка-22
- Я хочу рассказать вам о книге Толкина Властелин колец
- Рецензия на произведение Грильпарцера Праматерь в переводе А. Блока
- Рецензия на прочитанную книгу Дж. Лондона Морской волк
- Концепция личности в раннем творчестве Дж. Лондона
- Мефистофель и Фауст
- Образ Дон Жуана в комедии Ж. Б. Мольера
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу