Этические ценности и миссия организации
Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и организации в целом в настоящее время определяется ориентацией на сформировавшиеся в ХХ в. универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение достоинства человеческого существа как индивидуальной личности (Л. Кольберг); принцип благоговения перед жизнью (А. Швейцер).
В известной книге А. Печчеи «Человеческие качества» намечены «шесть целей для человечества», по которым можно сверять цели деятельности организации:
- «внешние пределы» – уяснение проблемы биофизических пределов существования человека на Земле, гармонизация взаимоотношений человека с природой;
- «внутренние пределы» – исследование физических и психологических возможностей человека;
- защита и сохранение культурных особенностей народов и наций;
- «мировое сообщество» – выявление путей постепенного преобразования системы эгоцентрических государств в систему скоординированных между собой географических и функциональных центров принятия решений;
- среда обитания, генеральный всемирный план человеческих поселений;
- производственная система.
Корпоративные этические кодексы могут основываться и на других этических принципах, которые складывались на протяжении последних четырех столетий и которые в какой-то степени ограничивают максимальные этические требования:
- утилитаристский принцип предоставляет наибольшее благо наибольшему числу людей;
- индивидуалистический принцип направлен на достижение чьих-либо долгосрочных интересов.
Введение абстрактных положений о ценностях, целях и философии организации в корпоративные этические кодексы не исключает отношения к ним со стороны руководства компаний как к красивым словам, в то время как этические стандарты требований, предъявляемых обществом к организациям, как правило, очень высоки. От корпораций требуется решение различных социальных проблем: повышение качества жизни наемных работников, защита окружающей среды, благотворительная деятельность, повышение качества жизни всех граждан общества.
Существует точка зрения, что, в конечном счете, повышение степени социальной ответственности способствует осуществлению долгосрочных целей организаций и выгодно им.
Аргументы «за» и «против» социальной ответственности организации
«За»:
- Социальная ответственность уравновешивает могущество корпорации и ответственность корпорации.
- Добровольная социальная ответственность позволяет избежать принудительного правительственного регулирования.
- Общественность одобряет организации, несущие ответственность перед обществом, что в результате способствует их успеху.
- Действуя соответствующим образом, организация помогает обществу решать его проблемы.
- Создаваемые организациями социальные проблемы, такие как загрязнение окружающей среды, должны разрешаться за счет этих организаций.
- Организации стремятся накапливать ресурсы для решения больших проблем.
- Организации морально обязаны помогать обществу.
«Против»
- Ценой такого поведения является снижение доходных статей корпорации и удорожание ее продукции для потребителя.
- Компания, которая несет большую долю социальной ответственности, может быть отодвинута в конкурентной борьбе другими компаниями.
- Расплата за социальную ответственность может принять форму снижения заработной платы, снижения дивидендов, повышения цен.
- Принятие социальной ответственности может ввести в заблуждение членов организации относительно ее главных целей.
- Принятие социальной ответственности может реально снизить мощь организации.
- Ответственность за социальные проблемы лежит на индивидах, а не на корпорациях.
- Руководители корпораций не научены решать общественные проблемы.
Специфическое для морального сознания противоречие должного и сущего в деловой этике вытекает таким образом из объективного противоречия между морально-этическими целями организации и ее основными целями – достижением успеха и прибыли. Этические принципы не выдерживают столкновения с реальной действительностью. Этике учат те, кто не занимается бизнесом, никем не руководит и не знает, как это делается, а те, кто руководят, искренне считают этику бесполезной и абстрактной наукой.
Систему мотивации формируют постоянные и переменные элементы, льготы и факторы нематериальной мотивации.
Согласно японской теории управления «Хошен-менеджмент» (один из вариантов перевода данного термина звучит как «острие копья»), все усилия, предпринимаемые сотрудниками компании, должны быть однонаправлены: миссия компании, стратегия, задачи, решаемые каждым подразделением и каждым сотрудником, должны сходиться в одну точку, которая максимально приближена к цели компании и обеспечивает ее поступательное движение.
В данном случае уместным будет сравнение компании с кораблем, где матросы работают слаженно, капитан со штурманом точно видят, куда и как движется корабль, как использовать возможности попутного ветра и избежать опасностей; только тогда корабль достигнет своей цели.
Для нематериальной мотивации можно выделить следующие составляющие:
- социальная политика;
- корпоративная культура;
- коммуникация;
- соревнование.
Эти элементы настолько тесно взаимосвязаны, что зачастую достаточно сложно бывает их разделить. К примеру, несмотря на недавнее снижение темпов рынка трудоустройства, ищущие работу жители Великобритании все более избирательно подходят к выбору компаний, в которых они хотели бы работать. Те, кто ищет сегодня работу, требуют от своих потенциальных работодателей этической ответственности.
По данным нового исследования TotalJobs.com, 43% из них заявили, что не примут предложений о работе от компании, где нет выработанной политики по этике и поведению в рабочих условиях, даже если эта компания предложит на 10000 фунтов стерлингов больше той, где культивируется корпоративная социальная ответственность.
В отличие от карьеристов 90-х гг. и яппи 80-х гг., материальная сторона теперь находится позади этических ценностей, когда встает вопрос о выборе места работы. 74% опрошенных считают несущественным вопрос о наличии автомобиля у компании, как и его марке, в то время как две трети придают большое значение тому, чтобы у компании была действующая политика по окружающей среде.
Кейт Робинсон, директор веб-сайта totaljobs.com, прокомментировал полученные данные: «Компаниям следует наконец осознать, что они больше не могут завлекать соискателей с помощью только лишь финансовых поощрений.
Новое поколение в процессе поиска работы ставит вопрос этики выше денег. Полученные данные подчеркивают растущую важность корпоративной социальной ответственности. В будущем трудовые соглашения должны отражать это новое осознание этики у соискателей работы, если только компании хотят сохранить для них свою привлекательность».
- Деловая переписка, культура речи
- Внешний вид
- Шесть ошибок, разрушающих общение
- Трудности служебной коммуникации
- Деловая этика, или правила поведения в организации
- Приемы и их организация
- Этикет на официальных мероприятиях
- Межнациональные различия в мимике и жестах
- Восприятие цвета и национальная принадлежность
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу