Этические ценности и миссия организации

Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и организации в целом в настоящее время определяется ориентацией на сформировавшиеся в ХХ в. универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение достоинства человеческого существа как индивидуальной личности (Л. Кольберг); принцип благоговения перед жизнью (А. Швейцер).

В известной книге А. Печчеи «Человеческие качества» намечены «шесть целей для  человечества», по которым можно сверять цели деятельности организации:

  • «внешние пределы» – уяснение проблемы биофизических пределов существования человека на Земле, гармонизация взаимоотношений человека с природой;
  • «внутренние пределы» – исследование физических и психологических возможностей человека;
  • защита и сохранение культурных особенностей народов и наций;
  • «мировое сообщество» – выявление путей постепенного преобразования системы эгоцентрических государств в систему скоординированных между собой географических и функциональных центров принятия решений;
  • среда обитания, генеральный всемирный план человеческих поселений;
  • производственная система.

Корпоративные этические кодексы могут основываться и на других этических принципах, которые складывались на протяжении последних четырех столетий и которые в какой-то степени ограничивают максимальные этические требования:

  • утилитаристский принцип предоставляет наибольшее благо наибольшему числу людей;
  • индивидуалистический принцип направлен на достижение чьих-либо долгосрочных интересов.

Введение абстрактных положений о ценностях, целях и философии организации в корпоративные этические кодексы не исключает отношения к ним со стороны руководства компаний как к красивым словам, в то время как этические стандарты требований, предъявляемых обществом к организациям, как правило, очень высоки. От корпораций требуется решение различных социальных проблем: повышение качества жизни наемных работников, защита окружающей среды, благотворительная деятельность, повышение качества жизни всех граждан общества.

Существует точка зрения, что, в конечном счете, повышение степени социальной ответственности способствует осуществлению долгосрочных целей организаций и выгодно им.

Аргументы «за» и «против» социальной ответственности организации

«За»:

  1. Социальная ответственность уравновешивает могущество корпорации и ответственность корпорации.
  2. Добровольная социальная ответственность позволяет избежать принудительного правительственного регулирования.
  3. Общественность одобряет организации, несущие ответственность перед обществом, что в результате способствует их успеху.
  4. Действуя соответствующим образом, организация помогает обществу решать его проблемы.
  5. Создаваемые организациями социальные проблемы, такие как загрязнение окружающей среды, должны разрешаться за счет этих организаций.
  6. Организации стремятся накапливать ресурсы для решения больших проблем.
  7. Организации морально обязаны помогать обществу.

«Против»

  1. Ценой такого поведения является снижение доходных статей корпорации и удорожание ее продукции для потребителя.
  2. Компания, которая несет большую долю социальной ответственности, может быть отодвинута в конкурентной борьбе другими компаниями.
  3. Расплата за социальную ответственность может принять форму снижения заработной платы, снижения дивидендов, повышения цен.
  4. Принятие социальной ответственности может ввести в заблуждение членов организации относительно ее главных целей.
  5. Принятие социальной ответственности может реально снизить мощь организации.
  6. Ответственность за социальные проблемы лежит на индивидах, а не на корпорациях.
  7. Руководители корпораций не научены решать общественные проблемы.

Специфическое для морального сознания противоречие должного и сущего в деловой этике вытекает таким образом из объективного противоречия между морально-этическими целями организации и ее основными целями – достижением успеха и прибыли. Этические принципы не выдерживают столкновения с реальной действительностью. Этике учат те, кто не занимается бизнесом, никем не руководит и не знает, как это делается, а те, кто руководят, искренне считают этику бесполезной и абстрактной наукой.

Систему мотивации формируют постоянные и переменные элементы, льготы и факторы нематериальной мотивации. 

Согласно японской теории управления «Хошен-менеджмент» (один из вариантов перевода данного термина звучит как «острие копья»), все усилия, предпринимаемые сотрудниками компании, должны быть однонаправлены: миссия компании, стратегия, задачи, решаемые каждым подразделением и каждым сотрудником, должны сходиться в одну точку, которая максимально приближена к цели компании и обеспечивает ее поступательное движение.

В данном случае уместным будет сравнение компании с кораблем, где матросы работают слаженно, капитан со штурманом точно видят, куда и как движется корабль, как использовать возможности попутного ветра и избежать опасностей; только тогда корабль достигнет своей цели.

Для нематериальной мотивации можно выделить следующие составляющие:

  • социальная политика;
  • корпоративная культура;
  • коммуникация;
  • соревнование.

Эти элементы настолько тесно взаимосвязаны, что зачастую достаточно сложно бывает их разделить. К примеру, несмотря на недавнее снижение темпов рынка трудоустройства, ищущие работу жители Великобритании все более избирательно подходят к выбору компаний, в которых они хотели бы работать. Те, кто ищет сегодня работу, требуют от своих потенциальных работодателей этической ответственности.

По данным нового исследования TotalJobs.com, 43% из них заявили, что не примут предложений о работе от компании, где нет выработанной политики по этике и поведению в рабочих условиях, даже если эта компания предложит на 10000 фунтов стерлингов больше той, где культивируется корпоративная социальная ответственность.

В отличие от карьеристов 90-х гг. и яппи 80-х гг., материальная сторона теперь находится позади этических ценностей, когда встает вопрос о выборе места работы. 74% опрошенных считают несущественным вопрос о наличии автомобиля у компании, как и его марке, в то время как две трети придают большое значение тому, чтобы у компании была действующая политика по окружающей среде.

Кейт Робинсон, директор веб-сайта totaljobs.com, прокомментировал полученные данные: «Компаниям следует наконец осознать, что они больше не могут завлекать соискателей с помощью только лишь финансовых поощрений.

Новое поколение в процессе поиска работы ставит вопрос этики выше денег. Полученные данные подчеркивают растущую важность корпоративной социальной ответственности. В будущем трудовые соглашения должны отражать это новое осознание этики у соискателей работы, если только компании хотят сохранить для них свою привлекательность».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)