Этические нормы аудита

Этика — это система норм нравственного поведения человека или какой-либо общественной или профессиональной группы.

Издавна известно такое понятие, как врачебная этика, а аудитор — это тоже своеобразный врач, только объектом его благотворного воздействия является не человек, а хозяйствующий субъект — организация.

На практике общественные профессиональные организации разрабатывают кодексы профессиональной этики аудиторов очень подробно и скрупулезно, пытаясь предусмотреть все возможные нюансы их поведения.

Международная федерация бухгалтеров (МФБ) опубликовала Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, который использован профессиональными объединениями бухгалтеров и аудиторов разных стран для создания национальных кодексов.

В период возникновения аудита в России были разработаны и применялись кодексы таких профессиональных объединений, как общественная организация «Российская коллегия аудиторов», Некоммерческое партнерство «Аудиторская палата России» и др.

В августе 2003 г. Советом по аудиторской деятельности при Минфине России (протокол от 28.08.2003 № 16) был принят Кодекс этики аудиторов России, который действовал до июня 2007 г. В настоящее время в Российской Федерации принят новый Кодекс этики аудиторов России.

Данный Кодекс этики аудиторов России является сводом норм профессиональной этики аудитора, т.е. сложившихся и широко применяемых при ведении аудиторской деятельности правил поведения аудитора и аудиторской организации, не предусмотренных законодательством.

Поскольку не представляется возможным определить нормы профессиональной этики для всех ситуаций и обстоятельства, с которыми может столкнуться аудитор при ведении аудиторской деятельности, Кодекс содержит лишь базовые нормы, которые действительны для всех аудиторов, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Как отмечено в ч. 3 и 4 ст.7 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, кодекс профессиональной этики аудиторов представляет свод правил поведения, обязательный для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.

В свою очередь, каждая СРО аудиторов принимает одобренный Советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. СРО аудиторов вправе включать в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

Кодекс подготовлен на основе Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принятого Международной федерацией бухгалтеров (International Federation of Accountants), и включает предисловие и девять разделов. В разд. 1 приведены основные принципы профессиональной этики аудитора и руководство по применению этих принципов на практике (модель поведения аудитора и аудиторской организации).

Аудиторы должны применять данную модель для выявления угроз на- рушения основных принципов, оценки серьезности таких угроз, а в случаях, когда угроза оценивается иначе, чем явно не- значительная, — для принятия мер предосторожности в целях устранения угрозы или сведения ее до приемлемого уровня, при котором соответствие основным принципам не подвергается опасности.

В последующих разделах описан порядок применения указанной модели поведения в конкретных ситуациях. Приведены примеры мер предосторожности против угроз нарушения основных принципов. Кроме того, рассмотрены примеры ситуаций, в которых невозможно принять достаточные меры предосторожности против угроз и, следовательно, необходимо избегать действий или отношений, ведущих к возникновению таких угроз.

Приведенные примеры не дают исчерпывающего перечня всех обстоятельств работы аудиторов, при которых могут возникнуть угрозы нарушения основных принципов поведения, и не должны рассматриваться в качестве таковых. Следовательно, аудитору недостаточно просто следовать приведенным примерам; необходимо применять модель поведения к конкретным условиям работы.

Аудитор не должен участвовать в деятельности, которая оказывает или может оказать негативное влияние на его честность, объективность и репутацию профессии и в результате стать несовместимой с предоставлением профессиональных услуг.

В Кодексе приведены основные принципы поведения, которые аудитор обязан соблюдать: честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональность поведения.

Рассмотрим сущность этих принципов более подробно.

Честность означает, что аудитор должен действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях. Принцип честности также предполагает честное ведение дел и правдивость.

Аудитор не должен быть связан с отчетностью, документами, сообщениями или иной информацией, если есть основания полагать, что они содержат в существенном отношении неверные или вводящие в заблуждение утверждения; или если эти утверждения или данные подготовлены небрежно; в них пропущены или искажены необходимые данные там, где пропуски или искажения могут вводить в заблуждение.

Аудитор не будет считаться нарушившим вышеприведенные положения, выдав модифицированное заключение (отчет).

Объективность предполагает, что аудитор не должен до- пускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов влияли на объективность его профессиональных суждений. Ауди- тор иногда оказывается в ситуации, которая может повредить его объективности, ему следует избегать отношений, которые могут исказить или повлиять на его профессиональные суждения.

Профессиональная компетентность и должная тщательность заключается в том, что аудитор обязан постоянно поддерживать свои знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление клиентам или работодателям квалифицированных профессиональных услуг, основанных на новейших достижениях практики и современном законодательстве.

При оказании профессиональных услуг аудитор должен действовать с должным усердием и в соответствии с техническими и профессиональными стандартами. Квалифицированная профессиональная услуга предполагает наличие обоснованного суждения по применению профессиональных знаний и навыков в процессе предоставления такой услуги. Обеспечение профессиональной компетентности можно разделить на два самостоятельных этапа:

  • достижение должного уровня профессиональной компетентности;
  • поддержание профессиональной компетентности на должном уровне.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)