Этапы социально-психологического исследования

Начинать социально-психологическое исследование необходимо  с  составления  его  программы, включая и  соответствующий план работы. Первый шаг на данном пути состоит в выборе темы исследования.
Желательно определить тему предстоящей работы как можно более четко.  Выбор той или иной темы бывает обусловлен собственным опытом исследователя или его контактами с коллегами, а также чтением специальной литературы.  Порой исследователь задумывается над какой-либо теорией,  которая,  как  ему кажется, недостаточно объясняет определенные факты, и принимает решение внести большую ясность.
Теория — это система положений, объясняющих, каким образом и почему те или иные явления связаны между собой. Как отмечает американский психолог С.  Франзой, самый главный вопрос для  исследователя  состоит  здесь  в  том,  насколько  точно данная теория может предсказать поведение. Во-вторых, необходима “внутренняя согласованность” теории, т.е.  не должно быть никаких логических несоответствий или необъясненных странностей  среди  теоретических идей.
Третья  черта  хорошей  теории заключается в том, что она должна быть экономичной, иначе говоря, содержать только те принципы или положения,  которые необходимы для объяснения рассматриваемого феномена, но не более. Наконец, четвертым и самым важным свойством хорошей теории  является  ее  фертильность  (плодородие) —  способность захватывать воображение ученых в такой степени, что идеи этой теории  находят  проверку  и распространение при  объяснении широкого разнообразия социального поведения (Franzoi,  1996 ).
Следующий  этап  работы  исследователя  —  поиск  соответствующей научной литературы и ее анализ.  Это делается для того, чтобы получить информацию об исследованиях или содержании научных  трудов,  посвященных  рассматриваемой  проблематике. Анализ  этих данных  позволяет  наметить  ход  предстоящего  исследования.  Во многих случаях первый и второй этапы исследовательской  работы  трудно  отделить  друг  от  друга.
Так,  порой психолог не может точно сформулировать тему своего исследования, пока не осуществит соответствующий литературный поиск. Когда информация, относящаяся к изучаемой проблематике, освоена исследователем в  достаточной степени,  он обращается к формулированию гипотез.  Под гипотезой имеется в виду вытекающее   из   теории   предположение   для   предварительного объяснения каких-либо явлений.  Гипотезы являются логическими следствиями определенной теории.  Исследователю необходимо  формулировать  такие гипотезы, которые  затем  можно  проверить эмпирически.
Следующий  этап  —  выбор  исследовательского  плана.  Обычно выделяют  два  основных  типа исследований,  используемых  в  социальной психологии, — корреляционный и экспериментальный. Они различаются по характеру организации исследования.
Корреляционное исследование направлено на выявление взаимосвязи  между  двумя  или большим  количеством  факторов.  При  этом исследователь  не  пытается  манипулировать  ни одним  из  этих факторов.    В  ситуации  эксперимента  исследователь  собирает данные      с целью проверки  своих  гипотез  в  условиях,  которые им контролируются.  Таким образом, он имеет возможность манипулировать некоторыми факторами этой ситуации.
Выбор между  корреляционным  и  экспериментальным  планом зависит  от  того,  где исследователь  намерен  проводить  сбор  информации:  в обстановке естественной  среды  (в “поле”)  или в лаборатории,  где  окружающая  среда  контролируется.  Большая часть лабораторных  исследований  проводится  с  помощью экспериментального  метода.
Большая  же часть  полевых  исследований — корреляционные.  По данным американских авторов, эксперимент сейчас используется примерно в 75% социально-психологических  исследований. Подавляющая  часть  оставшихся  25% исследований  приходится  на долю  корреляционного метода.  Заметим, что  в  отечественной  социальной психологии,  по  сравнению с американской, соотношение между экспериментальными и корреляционными исследованиями выглядит  на  сегодняшний день,  скорее всего, противоположным образом.
Завершив  работу  по  определению  плана  исследования  и  его подготовке,  можно  приступать  к сбору первичной информации. Есть три основных метода сбора данных. Это наблюдение, опросы и анализ различного рода документации (контент-анализ).
Прямое  наблюдение  за различными  поведенческими реакциями людей  широко  используется  в  экспериментальных исследованиях. Применение корреляционного метода обычно основано на данных опросов  в форме  анкет  или  интервью,  а  также  документальной информации,  содержащейся, например, в газетных и журнальных  статьях,  материалах  судебных  дел,  переписей населения.
После того как собраны первичные данные,  исследователь обращается  к  их  обработке  и анализу.  В  современной  социальной психологии  этот этап требует  от  исследователя  знания статистических  процедур  и  компьютерных  программ.  Итогом  всей  указанной  выше  работы является  научный  отчет.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)