Этапы формирования социальной компетентности будущего специалиста

Несомненно, что обозначенные компоненты социальной компетентности студентов должны формироваться в течение всех лет их обучения в вузе при преемственной опоре на предшествующую сформированность в среднем учебном заведении и целевой направленности на последующее развитие у выпускников вуза при самостоятельной журналистской деятельности.

Однако в педагогических целях оказалось целесообразным отдавать предпочтение формированию на том или ином курсе обучения студентов какому-то одному компоненту социальной компетентности в зависимости от программного обеспечения и готовности будущих журналистов активно участвовать в процессе ее саморазвития.

Развитие компонента социальной компетентности студентов, сформированного на предшествующих этапах, продолжается и на последующих курсах, однако приоритет уже отдается формированию последующего компонента социальной компетентности.

В итоге все приоритетные компоненты социальной компетентности студентов будут поэтапно от курса к курсу сформированы в процессе их обучения в вузе.

В соответствии с этим в табл. 3 представлены этапы формирования социальной компетентности будущих журналистов.

Этапы формирования социальной компетентности будущего специалиста

Роль «катализатора» процесса формирования социальной компетентности студентов, сосредоточение их внимания и мотивации на необходимости саморазвития в этой области должен выполнить спецкурс «Педагогические основы социальной компетентности журналиста», который целесообразно включить в учебный план первого курса.

Идеи, заложенные в этом спецкурсе, в последующем развиваются усилиями преподавателей всех дисциплин учебного плана подготовки будущих журналистов.

Наряду с этим оказалось целесообразным на каждом последующем курсе выделять ведущую дисциплину, которая обеспечивала бы теоретическую основу формирования соответствующего последовательного компонента социальной компетентности студентов и вела бы за собой все остальные дисциплины, изучаемые студентами на этом курсе.

Важно отметить, что сформированные у будущих журналистов ценностные ориентиры в области социальной компетентности должны закрепляться и развиваться в процессе производственной практики и внеаудиторной деятельности.

Системный подход к формированию социальной компетентности студентов специальности «Журналистика» требует адекватной перестройки их деятельности в учебной и внеучебной работе.

Как показали исследования, необходимо исходить из сформулированных выше теоретических положений.

Прежде всего личностно-деятельностного подхода, идеи выделения ведущей деятельности в процессе поэтапного формирования социальной компетентности студентов, организации их личностно ориентированного профессионального образования, связи процессов социализации и развития социальной компетентности, принятой в исследовании структуры социальной компетентности (социальный интеллект, социальная ответственность, социально-профессиональная зрелость), рассмотрения сущности социальной компетентности личности как умение понимать и оценивать события, происходящие в мире и социуме, а также вытекающей из них системы взаимоотношений между людьми в соответствии с информационными потребностями общества и умение прогнозировать эти отношения на всех уровнях.

Интересно
Важнейшим критерием уровня сформированности социальной компетентности будущих журналистов следует считать сформированность их собственной социальной позиции, ясное осознание того, чьи интересы им следует отстаивать в своей профессиональной деятельности.

При разработке системы включения студентов-журналистов в разнообразные виды познавательной аудиторной и продуктивной внеаудиторной деятельности по формированию их социальной компетентности оказалось целесообразно отдавать предпочтение формированию какого-то одного компонента социальной компетентности на том или ином курсе в зависимости от специфики изучаемых студентами дисциплин учебного плана и подготовленности будущих журналистов к участию в предлагаемых им видах деятельности.

Развитие этого компонента социальной компетентности продолжается и на последующих курсах, но приоритет отдается формированию уже последующего компонента социальной компетентности.

В результате все приоритетные компоненты социальной компетентности будущих журналистов будут поэтапно сформированы к окончанию их обучения в вузе в процессе их участия в различных видах учебной и внеучебной работы.

Рассмотрим примерные виды деятельности студентов-журналистов на различных курсах по формированию их социальной компетентности.

1 курс

Формируемый компонент социальной компетентности – социальный интеллект.

Педагогические цели: развитие мышления, социального сознания, понимания социальных процессов, отношений, норм социальных общностей; формирование чувства патриотизма, причастности к судьбе отечества; развитие коммуникативных навыков, способности к сотрудничеству и кооперации; привитие студентам правил хорошего тона, норм культурного поведения.

Формы и виды учебной деятельности студентов: изучение языковедческих дисциплин, отечественной и зарубежной истории, основ техники и технологии СМИ, спецкурса «Педагогические основы социальной компетентности».

Внеаудиторная деятельность: работа в органах студенческого самоуправления, в группе, отделении, институте, городе; оказание социальной помощи инвалидам и пенсионерам; работа с молодежью по месту жительства; участие в подготовке и проведении недель предметов, встречах с работниками СМИ, конкурсах рефератов, студенческих газет и журналов, диспутах в группе («Я и мое поколение», «Мое представление о хороших манерах», «Быть или казаться?», «Сотвори себя сам», «Отечество славлю, которое есть»).

2 курс

Формируемый компонент социальной компетентностии – социально-нравственная зрелость.

Педагогическая цель – формирование моральных и этических норм – совестливости, порядочности, честности, целеустремленности, настойчивости, уверенности в себе, организованности, требовательности, гуманистического мировоззрения, активной гражданской позиции, а также культуры умственного труда и профессиональной этики.

Формы и виды учебной деятельности студентов: изучение цикла философских и культурологических дисциплин, основ творческой деятельности будущего журналиста в региональных СМИ, профессиональной этики журналиста.

Внеаудиторная деятельность:

  • подготовка студентами рефератов, раскрывающих морально-правовую основу межличностных отношений в современных социально-экономических условиях, в частности, журналистике;
  • организация творческих студий и клубов по интересам;
  • подготовка и проведение диспутов в группе («Экология жизни – экология совести», «Этический кодекс журналиста», «В защиту жизни на Земле», «Кумиры, которых мы выбираем», «Как добиться успеха?»);
  • проведение профессионально-эстетических тренингов, турниров знатоков этики профессионального поведения;
  • подготовка и выпуск информационных листков, газет, радио- и телепередач по патриотической и интернациональной тематике.

3 курс

Формируемый компонент социальной компетентности – духовная зрелость.

Педагогические цели: развитие ценностных ориентаций, кругозора, мышления, представления о месте человека в данном мире; формирование готовности к самооцениванию, саморегуляции и самоактуализации; воспитание в духе установления гуманистических отношений между людьми, уважения прав других людей, терпимости к их религиозным взглядам, осознания и реализации прав и обязанностей гражданина Земли, своей страны и региона, живущих по законам Добра, Красоты, Правды; формирование внутреннего неприятия любых форм насилия и неуважения к человеку.

Формы и виды учебной деятельности студентов: изучение цикла социально-психологических дисциплин, истории отечественной и зарубежной журналистики, основ технологии и творческой деятельности журналиста.

Внеаудиторная деятельность:

  • привлечение студентов к созданию и деятельности центра общения, духовного развития и отдыха, музея труда и боевой славы, к подготовке и проведению традиционных праздников (дня посвящения первокурсников в студенты, дня знаний, встреч с выпускниками, конкурсов красоты), смотров-конкурсов факультетских и групповых стенгазет, выставок творческих работ студентов;
  • проведению спортивных соревнований, смотров художественной самодеятельности, конкурсов профессионального мастерства, декад специальности;
  • к работе дискуссионных клубов, «философских столов» по поиску социального значения и личностного смысла жизненных явлений, участию студентов в научных социологических исследованиях, дискуссиях, диспутах по политическим проведению смотров-конкурсов проектных работ.

4 курс

Формируемый компонент социальной компетентности – социальная ответственность.

Педагогические цели:

  • усвоение общественно выработанного опыта;
  • ориентированность в актуальных жизненных проблемах;
  • сформированность собственной социальной позиции;
  • ясное осознание того, чьи интересы следует отстаивать в своей профессиональной деятельности.

Формы и виды учебной деятельности студентов: изучение цикла дисциплин по истории отечественной и зарубежной литературы, а также по жанрам журналистской деятельности.

Внеаудиторная деятельность:

  • по формированию чувства социальной ответственности за свой профессиональный выбор (самоорганизация студентов по изучению перспектив развития знаний в области журналистики, ознакомлению с направлениями научной деятельности выпускающей кафедры, с квалификационной характеристикой специальности «Журналистика»; участие в конкурсах профессионального мастерства, во встречах со специалистами в области журналистики и выпускниками вуза);
  • формированию ответственности за создание коллектива группы и состояние ее работы (работа в качестве старосты группы, участие в подготовке и проведении традиционных праздников, в учебной и материальной взаимопомощи, в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, в организации и проведении дискуссий по вопросам этики, искусства, литературы, журналистики, совместного проведения досуга и т. п.);
  • формированию ответственности за здоровый образ жизни (участие в подготовке и проведении круглых столов со специалистами в области социологии, психологии, медицины, спорта, права по предметам «Психология межличностного общения», «Физическое самосовершенствование», «Культурное проведение досуга», проведение диспутов «Портрет современной семьи – каким я его вижу», «Единство прав и обязанностей личности», «Сочетание общественных, коллективных и личных интересов»; участие в работе органов студенческого самоуправления, студенческих клубов, творческих студий, в разработке и реализации программы «Здоровье», подготовке и выпуске экологических бюллетеней, стенгазет, информационных листков);
  • формированию чувства сопричастности и ответственности за социально-экономическое состояние и развитие страны, региона, города, села (изучение истории родного края, участие в туристических походах; подготовка и проведение встреч с ветеранами труда, почетными гражданами города, руководителями местных предприятий и учреждений; участие в подготовке и проведении выборов, в акциях протеста против нарушения прав граждан; выступления в местных средствах массовой информации по актуальным общественно значимым проблемам).

5 курс

Формируемый компонент социальной компетентности – социально-профессиональная зрелость.

Педагогические цели: сформированность перцептивных, эмпативных, рефлексивных, самопрезентативных умений, умений прогнозирования, менеджмента; владение информационными технологиями и иностранными языками; целеустремленность.

Формы и виды учебной деятельности студентов: изучение цикла дисциплин по актуальным проблемам современности, науки, журналистики, экономики и менеджмента СМИ.

Внеаудиторная деятельность: участие в работе студенческих научных объединений, в подготовке и проведении научно-практических конференций, выставках творческих работ студентов, в деятельности общественного пресс-центра, службе рекламы и информации, студенческом журналистском клубе, центре общественных связей, в работе телевизионной студии, газеты вуза, средствах массовой информации города, студенческой газеты.

При организации студенческой газеты отделения журналистики вуза и ее функционировании предоставляется большой диапазон видов деятельности студентов-журналистов: распределение среди студентов обязанностей членов редакционной коллегии газеты, определение руководителей рубрик газеты «Школа жизни», «Откровенный разговор», «Молодежные новости», «Экспресс-опрос», «Знаете ли вы, что…», «Дискуссионный клуб», «Поговорим об этике», «А что в армии?», «Планирование семьи», «Твое хобби», «Любовь и секс», «Отовсюду обо всем», «Интервью по вашей просьбе» и т. п.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)