Элементы и признаки политического режима

Политический режим можно определить не только содержательно, но и структурно, через набор определенных элементов и признаков, выражающих и отражающих его суть.

Ж.Л. Кермонн выделяет следующие четыре элемента:

  1. Принцип легитимности, который включает способы и приемы убеждения граждан в правомерности власти.
  2. Структура институтов, под которой понимаются политические институты в социологической трактовке, т. е. как нормы и правила выборов, формирования правительства, принятия решений и т. д.
  3. Партийная система.
  4. Форма и роль государства.

Более развернутую систему элементов, или признаков, режима дали Е.В. Макаренков и В.И. Сушков:

  • наличие политических партий, их внутреннее устройство и принцип взаимоотношений в партийной системе;
  • соотношение управления и самоуправления, роль местных органов власти в политическом процессе;
  • место и роль армии, полиции, спецслужб в политической жизни общества;
  • степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • положение личности в обществе, состояние ее прав и свобод;
  • степень вовлеченности граждан в политику и управление общественными процессами;
  • уровень гласности в работе органов власти, их открытость для контроля и воздействия со стороны общественного мнения;
  • наличие возможностей выражения и реализации различных интересов, контроля гражданского общества за деятельностью государства;
  • способ формирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров;
  • характер отношений с оппозицией, методы разрешения конфликтных ситуаций.

В том случае, когда политологи принимают полную идентификацию понятий «политический режим» и «политическая система», им, прежде чем выделять элементы и определять признаки режима, следует, по мнению Э. Хейвуда, ответить на следующие вопросы:

  1. Кому, собственно, принадлежит власть? Ограничивается ли политическое участие верхами общества либо оно охватывает все население?
  2. Как достигается общественное согласие или подчинение – через применение силы или угрозу силы, через переговорный процесс и «торг», через компромисс?
  3. Каков характер правительственного управления – централизованный или децентрализованный? Какие сдержки и противовесы действуют в политической системе?
  4. Как происходит завоевание и передача власти? Является ли система открытой и соревновательной, или она закрыта для конкуренции политический сил?
  5. Каковы отношения между государством и индивидом? Как распределяются права между правительством и гражданами?
  6. Каков уровень экономического развития страны? Каков в ней уровень жизни, насколько ровно распределено материальное богатство?
  7. Как организована экономическая жизнь? Ориентирована ли экономика на рынок, или на централизованное планирование, какова роль правительства в экономике?
  8. Насколько стабильна система? Сколь долгую историю имеет данный режим, способен ли он реагировать на новые требования и вызовы?

Э. Хейвуд считает, что, ответив на эти вопросы, можно перейти к типологизации режимов, критериями при этом должны служить политические, экономические и культурные факторы, точнее, не столько сами факторы, сколько их сочетание, взаимодействие в реальной жизни.

Структурные элементы, признаки и сочетание факторов служат дополнительными характеристиками при определении режима, они более четко выделяют его основные составляющие, что позволяет политологам более глубоко анализировать, более широко сравнивать и типологизировать все существовавшие и существующие политические режимы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)