Экономическая мысль Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – греческий философ, родился в греческом городе Стагира, находившемся под сильным влиянием Македонии, в знатной семье. Отец Аристотеля, Никомах, был придворным врачом македонского царя Аминта II, благодаря чему Аристотель с детства был знаком с жизнью двора, в частности дружил с Филиппом, будущим диктатором Македонии.

Отец оказал серьезное влияние на образование Аристотеля, в частности на его интерес к естественным наукам и эмпирическим методам исследования. Аристотель унаследовал от отца большую библиотеку. В 15 лет Аристотель потерял родителей и воспитывался опекуном Проксеном из Атарнея.

Интересно
В 367 г. Аристотель отправляется в Афины в надежде расширить свое образование. Там он становится участником Академии Платона, в которой проведет 20 лет. После смерти Платона Аристотель покидает Афины и отправляется в г. Атарней (Малая Азия) по приглашению своего друга по Академии Гермия, будущего атарнейского диктатора. После смерти Гермия Аристотель переезжает на остров Лесбос, а затем в 343 году по приглашению царя Филипп поселяется в г. Пелла, столице Македонии, и становится учителем сына Филиппа Александра.

В 336 году Филипп был убит и на следующий год Аристотель вернулся в Афины. Там он основал школу (Ликей), в которой былииобъединены крупные мыслители эпохи. Своей деятельностью в Ликее Аристотель завоевал славу самого известного философа Греции. В этот период им были разработаны основные его идеи в области философии и политики.

После смерти Александра Македонского в 323 году Аристотель был вынужден покинуть Афины. Он умер через год, в Халкиде, на острове Эвбея.

Представленные тексты «Политика» и «Никомахова этика» посвящены социально-политическим проблемам, в рамках которых затрагиваются и вопросы экономики.

В «Политике» Аристотель выделяет два вида хозяйственной деятельности – экономику (искусство ведения домашнего хозяйства) и хрематистику (искусство наживать состояние).

Первая оценивается им как естественный вид деятельности человека по обеспечению себя необходимыми материальными благами. Он называет экономику искусством пользоваться благами.

Вторая же рассматривается как неестественная деятельность, направленная на накопление богатства. Ее он называет искусством наживы. К экономике Аристотель относит земледелие, рыболовство, охоту, разбой, скотоводство, а также мелкую торговлю. К хрематистике относится крупная торговля, ростовщичество, а также любая деятельность за деньги (т.е. труд наемных рабочих).

Это деление опирается на этические взгляды Аристотеля, изложенные им как в «Политике», так и в «Никомаховой этике». Философ считает, что любая деятельность имеет определенную цель и заканчивается по достижении этой цели. Целью хозяйственной деятельности является удовлетворение потребностей, поэтому всякое действие, направленное на достижение этой цели, естественно. Целью хрематистики являются деньги, что служит основой для негативной оценки этой деятельности.

Во-первых, деньги – цель более низкого порядка, поскольку с точки зрения Аристотеля она является промежуточной. Ведь деньги, по его мнению, в действительности являются лишь средством для реализации естественных экономических целей, т.е. потребления. А Аристотель считает, что «цель, которую никогда не избирают как средство для другого, считаем более совершенной, чем цели, которые избирают <как> сами по себе, так и в качестве средств для другого».

Во-вторых, превращение денег в цель делает процесс их приобретения бесконечным. Это также, по мнению Аристотеля, свидетельствует о неестественности хрематистики. Ведь согласно его этике, всякое действие заканчивается в точке достижения цели этого действия. Когда потребность удовлетворена, хозяйственная деятельность останавливается и это сообразно природе. Накопление денег не имеет предела, потому что сам процесс направлен не на достижение цели, а на преумножение средств, что может длиться бесконечно.

Взгляды Аристотеля на экономику и хрематистику отражают специфику всей древней экономической мысли, которая в основном ориентирована на хозяйство, подчиненное интересам местного потребления.

Хотя обмену, как и разделению труда, у Аристотеля придается большое значение, но только в целях более совершенного удовлетворения потребностей. Недоверие к торговой и ростовщической деятельности, которые приносят большой денежный доход, является следствием и отношения к самим деньгам.

Последние не рассматриваются как богатство, а лишь как средство обмена, условленное обозначение ценности вещей, без этих вещей не имеющие никакой значимости. Об этом Аристотель подробно пишет в «Никомаховой этике».
Также следует отметить, что в «Политике» дается по всей видимости первое в истории описание монополии.

Второй текст Аристотеля, «Никомахова этика», является философским произведением, посвященным вопросам этики, поэтому экономические проблемы рассматриваются здесь в рамках этической проблематики, в частности при анализе того, какое поведение считается добродетельным.

Одним из важных понятий этики Аристотеля является понятие «середины».

По мнению античного философа, всякая добродетель заключается в следовании или соблюдении середины. Если середина не соблюдается, возникает излишек или недостаток чего-либо, что формирует пороки. На этой основе Аристотелем оценивается поведение людей в области экономики (в отношении имущества) как добродетельное или порочное. Например, в отношении владения имуществом «золотой серединой» является щедрость. Недостаток щедрости – скупость, избыток – расточительность.

Второй принцип, на котором строятся этические оценки экономической деятельности Аристотеля, связаны с понятием права (правосудности, справедливости). Он выделяет два вида правосудности – правосудность при обмене и правосудность при распределении. Первая основана на принципе равенства обменивающихся вещей.

Интересно
Рассуждая о справедливом обмене, Аристотель высказывает идеи о том, что товары обмениваются в соответствие с затраченной на их создание работой. В то же время Аристотель пишет о том, что средством соизмерения товаров является потребность в них человека. Правосудность при распределении опирается на другой принцип – воздаяние по заслугам. Здесь невозможно арифметическое равенство долей. Распределение основано на пропорциональности дохода общественной значимости получателя этого дохода.

В «Никомаховой этике» высказываются идеи о том, что важную роль в развитии обмена и возникновении общественных отношений играет разделение труда. Высказывается та же субъективная оценка богатства, которая встречается в диалоге Ксенофонта «Домострой» и согласно которой богатством является то, чем человек умеет пользоваться себе во благо.

Дается анализ происхождения монеты, которая оценивается Аристотелем как искусственное средство соизмерения потребностей и товаров (номиналистическая теория денег), а также как отложенное потребление, т.е. возможность обмена в будущем.

В целом экономические взгляды Аристотеля являются первым примером систематизации знаний (концепция экономики и хрематистики), а также важным этапом на пути формирования аналитического экономического мышления (рассуждения о соизмеримости товаров, принципах обмена и распределения).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)