Экономическая безопасность в Германии

В развитых странах Европы со сложившейся рыночной экономикой понятие экономической безопасности страны часто является синонимом понятия экономической политики, важной функцией от принятого государством политического и экономического курса. Так, в Германии под экономической безопасностью, как правило, понимают устойчивость эконо-мического роста.

Интересно
Германия как единое целое вошла в европейскую историю лишь в 1871 году, после объединения немецких земель «железом и кровью» под эгидой Пруссии и великого канцлера Отто фон Бисмарка. Пережив две мировые войны, опыт тоталитарного государства, расчленение на два государства после поражения во Второй мировой войне и последующее воссоединение, Германия вступила в ХХ столетие как мощная в экономическом отношении страна, являющаяся одним из локомотивов Европейского союза.

В современной Германии отсутствует закон о национальной безопасности, подобный французскому закону 1964 года. Основные интересы страны в сфере национальной безопасности, в том числе и ее экономической составляющей, изложены в форме официальной директивы Министерства обороны.

Германия видит обеспечение своей экономической безопасности в стимулировании экономического и социального прогресса, обеспечении процесса демократизации в Европе и во всем мире, принятии мер по защите от экономического шантажа, в обеспечении свободы торговли и доступа к сырьевым ресурсам и рынкам в рамках справедливой мировой экономической системы.

Хотя современная Германия — это один из крупнейших потребителей импортного сырья, это обстоятельство не рассматривается политиками и законодателями в качестве угрозы для экономической безопасности страны. Высокие уникальные технологии, среди создателей которых неизменно оказываются немецкие ученые, обеспечивают стране одно из первых мест на мировом экономическом Олимпе и гарантируют ее экономическую безопасность. При сохранении достигнутого уровня потребления энергоресурсов в Германии успешно решается задача неуклонного роста промышленного производства и повышения цен на немецкий экспорт.

В стране принят Закон «О поддержке устойчивости и роста экономики», часто называемый стабилизационным законом. Его приняли после масштабного послевоенного циклического кризиса 1966—1967 годов.

Согласно этому документу, «государство должно проводить такую экономическую политику, чтобы в рамках выбранной модели рыночной экономики она содействовала одновременно стабильности цен, высокому уровню занятости и внешнеэкономическому равновесию при соразмерных постоянных темпах экономического роста». Видимо, именно этот документ можно считать своеобразным законом об обеспечении экономической безопасности Германии.

Правительство, согласно данному Закону, должно проводить активную конъюнктурную и структурную экономическую политику с целью противодействия кризисным явлениям и ускорения экономического роста в стране. Закон предусматривал планирование государственного бюджета, государственных инвестиций, а также создание специального «Фонда выравнивания конъюнктуры». Налицо было влияние социалистической плановой экономики.

Правительство обязано проводить также антицикличную бюджетную политику, которая предусматривает увеличение государственных расходов для оживления спроса при ухудшении конъюнктуры, и, напротив, уменьшение этих расходов в условиях экономического роста.

Вероятно, именно этот закон положил начало перехода в Западной Германии от идеи свободного рыночного хозяйства через теорию социального рыночного хозяйства к концепции рыночного хозяйства с глобальным регулированием, которая, собственно говоря, представляла собой своеобразный синтез идей немца Вальтера Ойкена, высказанных им в книгах «Основы национальной экономии» и «Основные принципы экономической политики», и работ создателя макроэкономики, англичанина Джона Мейнарда Кейнса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)